Современные формы и методы работы с родителями в ДОУ | Онлайн Воспитатель
Блог,  Для педагогов

Современные формы и методы работы с родителями в ДОУ

            «Современные формы и методы работы с родителями в ДОУ» 

                                                                  Воспитывает ребёнка всё: люди, вещи, явления,      
                                                                  но прежде всего и дольше всего — люди.
                                                                  Из них на первом месте – родители и педагоги.

                                                                                                                               А. С. Макаренко
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребёнка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

                                                                                               «От того, как прошло детство,       
                                                                                 кто вёл ребёнка за руку в детские годы, 
                                                   что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
                                                                                 от этого в решающей степени зависит,         
                                                                    каким человеком станет сегодняшний малыш»

                                                                                                                              В.А. Сухомлинский

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нём обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка»

Не случайно среди специалистов и ученых в области семьи (Т.А.Марковой, О.Л.Зверевой, Е.П.Арнаутовой, В.П.Дубровой, И.В.Лапицкой и др.) считается признанным, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребёнок сегодня, как и во все времена, ожидает от матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребёнка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя её, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций:

*развитие интересов и потребностей ребёнка;

*распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

*поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

*выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

*понимание и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

*воспитание уважения к детству и родительству;

*взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

*повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

*оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

*использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Основными условиями, необходимыми для реализации и доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

*изучение семей воспитанников: учёт различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

*открытость детского сада семье;

*ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

*Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс — опроса с целью изучения их потребностей. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

*Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребёнка.

*Формирование у родителей более полного образа своего ребёнка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребёнка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

*Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребёнка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая, во время посещения семьи воспитателем, не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребёнка.

*Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребёнка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, и выбираются формы сотрудничества.

Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.
Должны найти место в работе с родителями: домашние педсоветы, лектории, устные журналы, дни открытых дверей, клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы и т.д.
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является анкетирование  родителей. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребёнком.

Анкета для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи».

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, касающихся взаимодействия детского сада и семьи. Данная анкета позволит нам проанализировать состояние работы учреждения по данному направлению, узнать ваше мнение и предложения по её совершенствованию

  1. Оцените по пятибалльной шкале следующие критерии:
                                              критерий     оценка
1 Состояние и качество оформления информационного уголка для родителей приемной группы  
2 Актуальность информации, представленной в информационном уголке  
3 Тактичность и культура поведения педагогов с родителями  
4 Полнота и качество подачи информации о ребёнке во время бесед  
5 Уровень проведения родительских собраний  
6 Умение воспитателей ответить на вопросы родителей во время бесед и собраний  
  1. Как часто вы участвуете в совместных с детским садом мероприятиях:
    *Всегда
    *Часто
    *Редко
    *Никогда
  2. От чего зависит Ваше участие / неучастие в жизни ДОУ:

*От наличия свободного времени; 
*От тематики встреч;
*От собственных интересов / затруднений

  1. Отметьте формы Вашего участия в жизни детского сада из предложенных в таблице:
                                                  Форма участия    отметка
1 Активное участие в воспитательно-образовательном процессе (активное участие в занятиях, руководство кружковой деятельностью, проведение досуговых мероприятиях, бесед с детьми, экскурсий и т.д.)  
2 Участие в подготовке и проведении праздников и утренников  
  *Оформление помещений детского сада  
   *Пошив костюмов  
   *Изготовление декораций  
   *Подготовка подарков детям  
3 Посещение родительских собраний  
  *Присутствие  
  *Внесение предложений по совершенствованию работы детского сада, группы  
  *Активное участие в обсуждении вопросов  
4 Участие в развлечениях, досуговых мероприятиях (спортивных праздниках и эстафетах, викторинах и др.)  
5 Другое (укажите)  
  1. Ваш ребёнок ходит в детский сад:
    *С удовольствием;
    *Через силу;
    *Редко с удовольствием;
    *Со слезами.
  2. Работа педагогов в группе:
    *устраивает Вас полностью;
    *устраивает Вас частично;
    *не устраивает совсем.
  3. Ваша осведомленность о работе датского сада:
    *полная;
    *вообще не имею информации;
    *частичная;
    *предпочитаю информации не иметь, т.к. она меня расстраивает.
  4. Информацию о детском саде получаю:
    *из наглядной информации в дошкольном учреждении;
    *со слов педагогов;
    *от других родителей;
    *на собраниях;
    *от заведующего ДОУ;
    *от ребёнка;
    *не получаю вообще.
  5. Спокойно ли вы ходите на работу, оставляя ребёнка:
    *да;
    *нет;
    *частично.
  6.  Отношение Вашего ребёнка к воспитателю:
    *положительное;
    *разное;
    *отрицательное.
  7.  Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:
    *улучшилась материальная база;
    *повысилась эстетика быта;
    *изменилось отношение к детям;
    *возросло уважение к родителям;
    *повысилось качество воспитания и обучения;
    *использовались интересные формы работы с родителями.
  8.  Хотели бы Вы знать о своем ребёнке, его трудностях и успехах:
    *да;
    *нет, я и так хорошо знаю своего ребёнка.

Спасибо за сотрудничество!

Эффективность форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребёнка.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
*проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

*возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

*ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

*увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира;

*стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

*размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

*повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов. 

Таким образом, при организации работы ДОУ с родителями, мы должны прийти к следующим результатам:

*реализация единой стратегии развития ребёнка педагогами и родителями;

*изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;

*рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

*проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);

*готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;

*положительные изменения в неблагополучных семьях;

*выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.