Современные формы и методы работы с родителями в ДОУ

«Современные формы и методы работы с родителями в ДОУ»
Воспитывает ребёнка всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребёнка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нём обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка»
Не случайно среди специалистов и ученых в области семьи (Т.А.Марковой, О.Л.Зверевой, Е.П.Арнаутовой, В.П.Дубровой, И.В.Лапицкой и др.) считается признанным, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребёнок сегодня, как и во все времена, ожидает от матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребёнка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя её, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций:
*развитие интересов и потребностей ребёнка;
*распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
*поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
*выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
*понимание и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
*воспитание уважения к детству и родительству;
*взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
*повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
*оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
*использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Основными условиями, необходимыми для реализации и доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
*изучение семей воспитанников: учёт различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
*открытость детского сада семье;
*ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
*Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс — опроса с целью изучения их потребностей. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
*Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребёнка.
*Формирование у родителей более полного образа своего ребёнка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребёнка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
*Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребёнка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая, во время посещения семьи воспитателем, не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребёнка.
*Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребёнка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, и выбираются формы сотрудничества.
Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.
Должны найти место в работе с родителями: домашние педсоветы, лектории, устные журналы, дни открытых дверей, клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы и т.д.
Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является анкетирование родителей. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребёнком.
Анкета для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи».
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, касающихся взаимодействия детского сада и семьи. Данная анкета позволит нам проанализировать состояние работы учреждения по данному направлению, узнать ваше мнение и предложения по её совершенствованию
- Оцените по пятибалльной шкале следующие критерии:
№ | критерий | оценка |
1 | Состояние и качество оформления информационного уголка для родителей приемной группы | |
2 | Актуальность информации, представленной в информационном уголке | |
3 | Тактичность и культура поведения педагогов с родителями | |
4 | Полнота и качество подачи информации о ребёнке во время бесед | |
5 | Уровень проведения родительских собраний | |
6 | Умение воспитателей ответить на вопросы родителей во время бесед и собраний |
- Как часто вы участвуете в совместных с детским садом мероприятиях:
*Всегда
*Часто
*Редко
*Никогда - От чего зависит Ваше участие / неучастие в жизни ДОУ:
*От наличия свободного времени;
*От тематики встреч;
*От собственных интересов / затруднений
- Отметьте формы Вашего участия в жизни детского сада из предложенных в таблице:
Форма участия | отметка | |
1 | Активное участие в воспитательно-образовательном процессе (активное участие в занятиях, руководство кружковой деятельностью, проведение досуговых мероприятиях, бесед с детьми, экскурсий и т.д.) | |
2 | Участие в подготовке и проведении праздников и утренников | |
*Оформление помещений детского сада | ||
*Пошив костюмов | ||
*Изготовление декораций | ||
*Подготовка подарков детям | ||
3 | Посещение родительских собраний | |
*Присутствие | ||
*Внесение предложений по совершенствованию работы детского сада, группы | ||
*Активное участие в обсуждении вопросов | ||
4 | Участие в развлечениях, досуговых мероприятиях (спортивных праздниках и эстафетах, викторинах и др.) | |
5 | Другое (укажите) |
- Ваш ребёнок ходит в детский сад:
*С удовольствием;
*Через силу;
*Редко с удовольствием;
*Со слезами. - Работа педагогов в группе:
*устраивает Вас полностью;
*устраивает Вас частично;
*не устраивает совсем. - Ваша осведомленность о работе датского сада:
*полная;
*вообще не имею информации;
*частичная;
*предпочитаю информации не иметь, т.к. она меня расстраивает. - Информацию о детском саде получаю:
*из наглядной информации в дошкольном учреждении;
*со слов педагогов;
*от других родителей;
*на собраниях;
*от заведующего ДОУ;
*от ребёнка;
*не получаю вообще. - Спокойно ли вы ходите на работу, оставляя ребёнка:
*да;
*нет;
*частично. - Отношение Вашего ребёнка к воспитателю:
*положительное;
*разное;
*отрицательное. - Хотели бы Вы, чтобы в детском саду:
*улучшилась материальная база;
*повысилась эстетика быта;
*изменилось отношение к детям;
*возросло уважение к родителям;
*повысилось качество воспитания и обучения;
*использовались интересные формы работы с родителями. - Хотели бы Вы знать о своем ребёнке, его трудностях и успехах:
*да;
*нет, я и так хорошо знаю своего ребёнка.
Спасибо за сотрудничество!
Эффективность форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребёнка.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
*проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
*возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
*ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
*увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира;
*стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
*размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
*повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Таким образом, при организации работы ДОУ с родителями, мы должны прийти к следующим результатам:
*реализация единой стратегии развития ребёнка педагогами и родителями;
*изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;
*рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
*проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
*готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;
*положительные изменения в неблагополучных семьях;
*выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.