Тема недели «Овощи — фрукты» | Онлайн Воспитатель
Конспекты занятий

Тема недели «Овощи — фрукты»

Тема недели «Овощи – фрукты».

Ознакомление с окружающим миром
1.Знать не менее 8-10 названий овощей и фруктов, их частей.
2.Знать, что такое овощи и фрукты, где они растут (овощи – на огороде, это корнеплоды и зелень, употребляемые в пищу, а фрукты растут в саду, это сочные, съедобные плоды фруктовых деревьев).
3.Знать и уметь объяснять способы посадки овощей, выращивания овощей и фруктов, уборки урожая.
4.Знать признаки спелости.


5.Уметь называть блюда из овощей и фруктов, способы их заготовки на зиму (засолка, сушка, маринование, консервирование, варка, заморозка).
6.Рассказывать о пользе овощей и фруктов.
7.Ребёнок должен уметь различать овощи и фрукты по запаху, вкусу, внешнему виду, на ощупь.
8.Ребёнок должен активно использовать словарь по теме.
9.Уметь составлять описательный рассказ.
10.Что лишнее и почему?
Морковь, капуста, опёнок, чеснок. Огурец, груша, кабачок, тыква.
Яблоко, груша, помидор, апельсин. Слива, персик, абрикос, компот.
11.Ответь быстро.
Брат сестру свою зовёт на прополку в огород.
*Кто зовёт? *Кого зовут? *Зачем зовёт?
Чего в саду больше – яблок или яблонь?
12.Отгадай загадку и нарисуй отгадку.
Скинул с Егорушки золотые пёрышки.
Вынудил Егорушка плакать и без горюшка. (Лук.)

С юга этот неженка – кругленький да свеженький.
На щеках его пушок, а дотронься – брызнет сок. (Персик.)
Развитие речи
1.Развитие словаря.
Названия. Овощи, огурец, помидор (томат), картофель, свёкла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет (другие блюда из овощей), мешок, ящик. Дорожка, удобрение, вредители, огород, грядка, земля, посадка, полив; фрукты, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, компот, джем, варенье, сок, сухофрукты.
Признаки.
Красный, зелёный, жёлтый, оранжевый, нежно- розовый, тёмно- фиолетовый, спелый, неспелый, созревший, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, маринованный; консервированный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, душистый, ароматный, овощной, фруктовый, почищенный, нарезанный, натёртый, отжатый, высушенный, замороженный, отварной, тушёный, жареный.
Действия.
Сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, окапывать, поспевать, собирать, брызгать, удобрять, защищать, выдёргивать, выкапывать, срезать, мыть, набирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить, замораживать, выжимать, резать.
2.Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Огурец – огурчик – огурчики. Помидор – помидорчик – помидорчики.
Картофель – картошечка – картошечки. Перец – перчик –перчики.
По образцу слова. Баклажан, тыква, редис, морковь, свёкла, лук, репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль.
Яблоко – яблочко – яблочки. Груша – грушка – грушки.
Лимон – лимончик – лимончики. Апельсин – апельсинчик – апельсинчики.
По образцу слова. Мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка.
3.Игра «Один – много». Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Помидор – помидоры – помидоров. Перец – перцы – перцев.
Картофель – картофель – много картофеля (картошки).
Баклажан – баклажаны – баклажанов. Тыква – тыквы – тыкв.
По образцу слова. Кабачок, свёкла, лук, репа, редька, чеснок, петрушка.
Яблоко – яблоки – яблок. Груша – груши – груш.
Слива – сливы – слив. Персик – персики – персиков.
По образцу слова. Абрикос, хурма, вишня, апельсин, лимон, фрукт, сад, косточка, дерево, ветка, пальма, семя, сок.
4.Игра «Назови, какой, какая?»
Сок из помидоров – томатный,
… огурцов – огуречный, … моркови – морковный, … капусты – капустный,
… свёклы – свекольный.
Грядка с огурцами – огуречная,
… морковью – морковная, … картофелем – картофельная, … тыквой – тыквенная, … кабачками – кабачковая.
Дерево с яблоками – яблоневое, яблоня,
… грушами – грушевое, груша, … сливами – сливовое, слива,
… персиками – персиковое, персик, … абрикосами – абрикосовое, абрикос; пальма с бананами – банановая.
5.Игра «Скажи наоборот». Поиск антонима.
Кабачок большой, а огурец маленький,
картофель крупный, а редис — … (мелкий),
перец внутри пустой, а морковь — … (полная),
помидор мягкий, а огурец — … (твёрдый).
Перец большой, а абрикос маленький,
у яблока семечек много, а у сливы — … (одна – косточка),
апельсин круглый, а банан — … (длинный),
лимон кислый, а персик — … (сладкий),
апельсин больше, а мандарин — … (меньше).
6.Игра «Посчитай». Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Одно яблоко – два яблока – пять яблок,
одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок,
одна груша – две груши – пять груш,
одна зелёная груша – две зелёных груши – пять зелёных груш,
один жёлтый банан – два жёлтых банана – пять жёлтых бананов.
По образцу слова. Картошка, горький лук, мягкий помидор, твёрдая морковь.
7.Расскажи о своём любимом овоще (фрукте).
Если ребёнок затрудняется, даём ему план рассказа.
Я люблю _______________, он (она) __________ цвета, _________ формы,
___________на вкус. Из него (неё) можно приготовить ________________.
А я люблю есть его (её) ______________ (сырым, в салате …).

Обучение грамоте
1.Учим буку А.
2.Назови первый звук в словах: ОВОЩ, МОРКОВЬ.
3.Составь слово из первых звуков слов: СВЁКЛА, УКРОП, ПОМИДОР.
СЛИВА, АНАНАС, ДЮШЕС.
(Ребёнок не читает! Определяет на слух!)
4.Учим правило:
СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
раздели слова на 2 группы – с одним и с двумя слогами:
САД, ЛИМОН, СОК, СЛИВА.
5.Повторяем:
А, О, У, Э, Ы – гласные.
6.Где ты слышишь звук [а] – в начале или конце слова?
АБРИКОС, ГРУША, АПЕЛЬСИН, ХУРМА.

ФЭМП
1.Закреплять и обобщать представления детей о свойствах предметов (цвета: красный, жёлтый, синий; формы: круг, квадрат; размер: большой, маленький).
2.Учить составлять группы предметов с заданными признаками.
3.Игра «Чем похожи и чем отличаются овощи и фрукты?»
*по цвету, *размеру, *форме.
4.Игра «Сравни овощи и фрукты».
*назови овощи и фрукты синего (жёлтого) цвета;
*назови овощи и фрукты круглой (овальной) формы; квадратной (овощей и фруктов квадратной формы не бывает).
Два круга – большой и маленький.
*Сравни эти круги. Что у них одинаковое? (Цвет и форма.)
*Чем они различаются? (Размером: один – большой, другой – маленький.)

Большой синий круг и маленький синий квадрат.
*Сравни круг и квадрат. Что у них одинаковое? (Цвет.)
*Чем они различаются? (Размером: круг – большой, квадрат – маленький).
5.Упражнение «Найди закономерность и продолжи ряд».