Учимся говорить «Деревья»

Тема недели «Деревья»
Развитие речи
Расширение словарного запаса детей:
Названия: деревья, клён, тополь, осина, черёмуха, липа, дуб, берёза, ива, рябина, ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, жёлудь, серёжка, крона, макушка, ствол, ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщина, высота, цвет, листопад.
Признаки: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, берёзовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, тёмно-зелёный, жёлтый, стройный, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые.
Действия: копать, сажать, поливать, расти, цвести, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очищать, ломать, охранять.
1.Игра «Один – много». Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Клён-клёны-клёнов;       
осина-осины-осин;                 
тополь-тополя-тополей;
липа-липы-лип;                
плод-плоды-плодов;             
макушка-макушки-макушек;
крона-кроны-крон;          
сук-сучья-сучья;                      
берёза-берёзы-берёз.
2.Игра «Посчитай». Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
Одно дерево-два дерева-пять деревьев;
Одно высокое дерево-два высоких дерева-пять высоких деревьев;
Одна ветка-две ветки-пять веток;
Одна сосновая ветка-две сосновых ветки-пять сосновых веток;
Один могучий дуб-два могучих дуба-пять могучих дубов.
3.Упражнение «Назови, какой, какая?». Образование относительных прилагательных.
Лист берёзы – берёзовый;                  
ветка сосны – сосновая;
… рябины – рябиновый;                       
… ели – еловая;
… дуба – дубовый;                                  
… тополя – тополиная;
… клёна – кленовый;                             
… липы – липовая.
4.Игра «Назови ласково».
Тополь – тополёк;        
дуб – дубок;                  
осина – осиночка (осинка);
сосна – сосенка;             
ёлка – ёлочка;              
клён – кленок;
яблоня – яблонька;      
шишка – шишечка;      
ветка – веточка.
5. «Назови со словом «сосновый». Образование прилагательного женского, мужского и среднего рода.
Бор (какой?) – сосновый; 
кресло (какое?) – сосновое;  
мебель (какая?) – сосновая.
Слова. Полено, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.
6. «Подбери слова – действия». Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом.
Лист (что делает?) – желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет…;
дерево…;  
крона…;  
почки…;  
корни… .
7.Игра «Чей ствол? Чья ветка?»
                                                     -ствол-                              -ветка-
у берёзы                                берёзовый                        берёзовая
у липы                                    липовый                            липовая
у клёна
у ивы
у дуба