Занятия,  Конспекты занятий,  Тематическая неделя

Конспект занятия на тему «Животные Африки»

Тема недели «Животные Африки»
Ознакомление с окружающим миром
1.Уметь называть и рассказывать об известных животных жарких стран.


2.Уметь объяснять понятия «хищные животные», чем они питаются (тигр, лев); «травоядные животные» (зебра, слон, жираф, обезьяна).
3.Игра «Объясни словечко».
Двугорбый, одногорбый, носорог, пустыня, быстроногий, сумчатые.
4.Игра «Кто кем питается?»
Слон, жираф, тигр, леопард, гепард, обезьяна, зебра.
5.Упражнение «Папа, мама, детёныши».
Слон – слониха – слонёнок – слонята.
По образцу слова: лев, зебра, обезьяна, тигр, бегемот, крокодил, носорог.
6.Упражнение «Нелепицы».
Лев охотится за тюленями.
Тюлень питается бананами.
У обезьяны в сумке на животе сидит детёныш.
Жираф – царь зверей.
Зебра – самое большое сухопутное животное на Земле.
Львица не охотится потому, что это за неё делают львята.
Крокодил – ласковое и доброе животное.
У черепахи мягкая шерсть.
Слон – самое лёгкое животное, которое ходит по земле.
7.Продолжи предложения.
В наших лесах не водится ни слонов, ни зебр, … .
В Африке живут слоны со слонятами, львы со львятами, … .
8.Вопросы на засыпку.
Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее гепарда.
Кто быстрее всех, а кто медленнее?
Львица ждёт льва. Кто задержался?
Газель бежит за антилопой, а за газелью – львица.
Кто впереди, а кто последний?
Слон выше бегемота, но ниже жирафа.
Кто самый высокий? Кто самый низкий? А кто ниже жирафа?
9.Как ты думаешь, для чего:
Жирафу – длинная шея;
верблюду – горбы;
черепахе – панцирь;
кенгуру – сумка.
10.Упражнение «Четвёртый лишний». Выделить и объяснить лишнее слово.
Зебра, северный олень, морж, тюлень.
Зебра, лев, жираф, слон.
Кенгуру, обезьяна, белый медведь, зебра.
Крокодил, тигр, слон, лев.
Лев, львица, левый, львёнок.
Верблюд, верблюдица, верба,верблюжий.
11.Упражнение «Расскажи-ка». Составлять сравнительные рассказы о:
льве и северном олене;
о зебре и о белом медведе.
12.Выучить стихотворение «В зверинце». Знать название и автора.
Тигра увидев, мышонок смеялся: «Кто это?,
Кто в мышеловку попался?
Мамочка! Мама! Скорей посмотри —
Кошка сидит в мышеловке внутри».
Мышка вздохнула: «Не радуйся, крошка!
Тигр в этой клетке сидит, а не кошка…»             Л. Рожковский

Развитие речи
1.Развитие словаря.
Существительные. Лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, газель, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, гепард: пустяня, охота. Джунгли, саванна, Африка, Австралия; кенгуру, коала, утконос, попугай, варан.
Глаголы. Охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться.
Прилагательные. Полосатый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый.
2.Игра «Назови ласково».
Слон – слоник;
бегемот – бегемотик;
крокодил – крокодильчик.
По образцу слова: зебра, тигр, жираф, обезьяна и т. д.
3.Игра «Чей, чья, чьё?»
Чей хвост – львиный, жирафий, обезьяний, тигриный… .
Чья лапа – львиная, жирафья, тигриная… .
Чьё туловище – львиное, тигриное, слоновое… .
4.Подобрать прилагательное (какой? Какая?)
Слон – большой, добрый, тяжёлый, умный… .
По образцу слова: зебра, крокодил, обезьяна.
5.Упражнение «Как сказать по-другому?»
Например. У медведя не лапы, а лапищи.
У тигра не когти, а … .
У обезьяны не хвост, а … .
У жирафа не шея, а … .
У льва не зубы, а… .
У слона не ноги, а … .
6.Игра «Один – много»
Слон – слоны – много слонов.
Жираф – жирафы – жирафов.
Тигр – тигры – тигров.
По образцу слова: крокодил, леопард, обезьяна.
7.Подобрать глаголы (что делает?»
Обезьяна – лазает, прыгает, кривляется, ест, … .
По образцу слова: крокодил, жираф, бегемот, антилопа.
8.Упражнение «Скажи одним словом».
У слона толстые ноги, поэтому его называют толстоногим.
У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют… .
У обезьяны длинный хвост, поэтому её называют … .
У жирафа длинная шея, поэтому его называют … .
У слона большие уши, поэтому его называют … .
9.Игра «Посчитай»
Одна полосатая зебра – две полосатые зебры – пять полосатых зебр.
По образцу слова: один пятнистый жираф, один двугорбый верблюд.
10.Рассказать о своём любимом животном жарких стран по плану:
1.Что это за животное?
2.Где живёт это животное?
3.Как выглядит это животное?
4.Чем питается это животное?
5.Как это животное обороняется от врагов?
6.Чем тебе нравится это животное?

Обучение грамоте.
1.Закрепление буквы и звука Ш.
2.Чтение слогов и слов, составленных из них:

АШ   ОШ   СА   УС   ША   ШО   СО   СУ   МА   ШУ   СУ   ОС

Написать полученные слова.
3.Составьте предложение.
Например: Саша идет.
Далее ребёнку даётся задание, его расширить (сделать длиннее, распространённее):
Например: Саша идет в сад. Утром Саша идет в сад. И т. д.
4.Анаграммы. Составить новое слово.
Шпала (лапша); шарф (фарш); шнурок (коршун).
5.Занимательные модели.
В семье четверо детей, и у всех имена кончаются на слог ША. Отгадайте, как звали детей? (Ответ: Гоша, Саша, Маша, Даша.)
6.Вычеркните повторяющиеся согласные буквы – и вы узнаете фамилию известного композитора.
Г, Ш, Д, Ж, О, Г, Ж, С, Т, Д, Г, А, Ж, Г, К, Д, Ж, Г, Д, О, Г, Ж, В, Г, И, Г, Ч, Д.
Ответ: Шостакович.
7.Найди слово. Прочитай пять слов. Где спрятано шестое?
Шалаш           Луна
Корова           Автобус
Осы                  (Ответ: школа.)

ФЭМП 
1.Закреплять состав числа 7, графический образ цифры 7, представление о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, о многоугольнике; упражнять в записи решения задачи, в решении примеров типа 3+1, 5-1, в выявлении закономерности
2.Решение рифмованных задач на сложение (найти целое – это значит сложить известные части).

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал трёх окуней,
Рыбак Евсей – четырёх карасей.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?

Наша Маша рано встала, кукол всех пересчитала:
Две Матрёшки на окошке, две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке, А Петрушка в колпачке
На дубовом сундучке. (Сколько всех?)

Завтракали на привале.           Всмятку два и пять крутых.
Нам с собой яичек дали,          Сосчитай-ка, сколько их?

Три ягнёнка дружно жили
Да козлят ещё четыре.      (Посчитай-ка, сколько всех?)

3.Образование числа 7.
Рассматриваются все способы образования числа: 6 да 1; 1 да 6; 5 да 2; 2 да 5; 4 да 3; 3 да 4; 1 да 1, ещё 1, ещё 1, ещё 1, ещё 1, ещё 1.
4.Закрепление графического образа цифры 7.
5.Упражнения на развитие мелкой моторики:
*выкладывание из спичек или палочек геометрических фигур;
*головоломки с палочками. Например, из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника. Из пяти палочек составить квадрат и 2 треугольника;
*игры с мозаикой.