Использование ИКТ в детском саду

Использование ИКТ в детском саду. Его преимущество.
Мир, в котором растёт современный ребёнок, существенно отличается от мира, в котором выросли его родители. Уже с детства ребёнок знакомиться с компьютером. И здесь взрослый

должен направить познавательный интерес ребёнка к компьютерам в правильном направлении.
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребёнка.

Ребёнок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения.

Целью применения ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности является повышение мотивации и активности ребёнка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей.

Использование ИКТ в ДОУ
1.ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идёт о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.

2.Разработка технологии с включением ИКТ, которая базируется на комплексных (интегрированных) непосредственно образовательной деятельности  (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание). Она  включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГОС.

3.ИКТ как средство АСУ (автоматизация  системы управления). Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счёт активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.

4.Использование педагогами ЭОР (электронных образовательных ресурсов) Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

ИКТ в работе современного педагога:
1.Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2.Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.
3.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4.Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5.Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Большую часть времени педагога отнимает проведение исследований. Даже не столько их проведение, как анализ и обработка результатов, т.к. необходимо провести обследование не одного ребёнка, а целой группы детей. В этой ситуации на выручку приходит ИКТ. Использование компьютерных дисков с набором текста и дидактического материала облегчает проведение диагностики и высвобождает огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных.

Проведение компьютерной диагностики имеют свои явные преимущества.
1.Огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами.
2.Широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трёхмерное изображение, динамика) позволяют лучше моделировать живую реальность, что обуславливает более полное восприятие информации.
3.Возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка (индивидуальный темп деятельности ребёнка, его интересы и т.д.).
4.Интерактивность компьютерных программ и др.

При проведении групповой диагностики используя ИКТ, педагог может распечатывать необходимый стимульный материал, бланки текстов. Компьютерная обработка результатов тестирования позволяет создавать базы данных по итогам диагностики, проводить сравнительный анализ.

Таким образом, использование педагогом информационно – коммуникационных технологий в ДОУ, является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:
*развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико – пространственная ориентация, зрительно – моторная координация); *обогащение кругозора;
*помощь в освоении социальной роли;
*формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
*организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Назначение, структура компьютерной программы, о принципе её работы.

Методические рекомендации с пошаговой инструкцией работы в программе. Красным цветом выделены вкладки тестов. Синим цветом вкладка с таблицей сводных данных по готовности. Зеленым цветом обозначена вкладка с диаграммой, отображающей процентное отношение уровней готовности (высокий, средний, низкий).

№№ Ф.И. ребёнка 1 зад 2 зад 3 зад 4 зад Сумма балов уровень Кол-во тестируемых
1 Аксинья    3    1    2    2    8 средний    1
2 Иван    1    3    3    3    10 высокий    1
3 Дмитрий    1    3    2    2    8 средний    1
4 Кирилл    2    2    1    3    8 средний    1
5 Мария    2    2    2    2    8 средний    1

В графу “Ф. И. ребенка” вводится списочный состав детей один раз, а далее автоматически на всех вкладках, предусматривающих наличие сведений о детях.

Количество столбцов зависит от количества выполняемых заданий.

Напротив тестируемого ребёнка педагог выставляет количество баллов за каждое выполненное задание обследования. Это происходит только на поле белого цвета.

В столбцы, окрашенные желтым, зелёным, синим цветом, введены формулы для математического расчёта суммы баллов, уровня выполнения, формула, фиксирующая информацию о том, что оценены все задания. В столбце “сумма баллов” результат подсчитывается автоматически. Также автоматически выводится уровень выполнения задания.

Столбец “Количество обследоваемых” необходим для автоматического подсчёта детей, выполнивших тест на высоком, среднем, низком уровне. В нижнем правом углу таблицы располагаются итоговые сведения по выполнению задания. В нижнем левом углу расположены показатели критериев по определению уровня психологической готовности.

           
          высокий    6
          средний    10
          низкий    2
          всего    18
           

Высокий уровень 10 – 12 баллов;
средний уровень 6 – 9 баллов;
низкий уровень 3 – 5 баллов.

Вкладка “Уровень диагностики” содержит сводные данные по четырем вкладкам — обследования. Эти данные автоматически заполняются, т.к. ячейки вкладок — обследования привязаны к ячейкам вкладки-готовности. На основе сводных данных с помощью формул высчитывается процентное соотношение уровня выполнения по тестируемой группе детей. Эта информация располагается в левом нижнем углу.

           
          высокий    6
          средний    10
          низкий    2
          всего    18
           

Высокий – 33%
средний – 61%
низкий – 6%

Вкладка “Диаграмма”, осуществляется автоматическое построение диаграммы. Данные для неё поступают из вкладки готовности.

Фиксированное время, затраченное на обработку данных мониторинга.

Время обработки данных мониторинга.

Вид работы Без ИКТ С ИКТ
Ввод данных детей (Ф.И.)   20   7
1 зад. (результаты, мат. обсчет)   40   10
2 зад. (результаты, мат. обсчет)   60   15
3 зад. (результаты, мат. обсчет)   10   3
4 зад. (результаты, мат. обсчет)   30   3
Сводная таблица   90   0
% отношение, диаграмма   20   0
Общее время (мин.)   270   38

Итак, полноценное осуществление педагогом профессиональной деятельности сегодня невозможно без использования ИКТ. От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы педагога в модели взаимодействия ребёнок – взрослый, а также всех субъектов образовательного пространства.