Конспект занятия «Мой дом, моя семья»

Тема недели «Мой дом, моя семья»

Ознакомление с окружающим миром
1.Иметь представление о жизни и быте древних славян, их душевных качествах.

2.Иметь представление о родственных отношениях.
3.Беседа на тему «Мой дом, моя семья».
4.Ребёнок должен знать о себе: имя, фамилию, возраст.
5.Ребёнок должен знать о составе семьи: имена, отчества взрослых членов семьи, их труд на производстве.
6.Игра «Подбери слова-действия».
*Что может делать мама? (Стирать, гладить бельё, пылесосить квартиру, вытирать пыль, шить платье, вязать кофту и т.д.)
*Что может делать папа?
*Что может делать дочь?
*Что может делать сын?
*Что может делать бабушка?
*Что может делать бабушка?
7.Работа с раздаточным материалом.
У ребёнка фотография членов семьи. Ребёнок должен расположить фотографии членов семьи по возрасту, начиная от самого старшего; назвать фамилии, имена, отчества взрослых членов семьи; сравнить по возрасту двух членов семьи (например, бабушку и маму, сына и отца), используя слова старше (младше); назвать самого младшего (старшего) члена семьи.
8.Игра «Кто какой».
*Мама какая? (Ласковая, добрая, трудолюбивая, красивая.)
*Папа какой? (Сильный, большой, заботливый, весёлый.)
*Сын какой? (Маленький, смешной, подвижный.)
*Бабушка какая? (Старенькая, трудолюбивая, добрая, нежная.)
9.Составление рассказа.
Ребёнок составляет рассказ по выполненному им рисунку семьи.

Развитие речи
1.Развитие словаря.
Названия. Семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, утро, день, вечер, младенец, племянник, тётя, дядя. 
Признаки.
Родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, большие, старшие, младшие, молодые, старые.
Действия.
Жить, заботиться, расти, любить, уважать, стариться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, чистить, отдыхать, заниматься, завтракать, обедать, ужинать, жалеть.
2.Игра «Назови, чей?». Образование притяжательных прилагательных.
Мама – (значит ты чей? Чья?) мамин (а).
Папа – папин (а).
Бабушка – бабушкин (а).
Дедушка – дедушкин (а).
Дядя – дядин (а).
Тётя – тётин (а).
3.Игра «Назови, какой?». Образование простых причастий и прилагательных.
Жить – живущий.
Расти – растущий.
Любить – любимый.
Уважать – уважаемый.
Гладить – глаженный.
Стараться – старательный.
Заботиться – заботливый.
Отдыхать – отдыхающий.
4.Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Дети – детки – деточки.
Семья – семейка.
Мама – маменька, мамулечка, матушка.
Папа – папочка, папуленька, папулечка.
Сын – сыночек, сынуля, сыночка.
Дедушка – дедулечка.
Бабушка – бабулечка.
Дочь – дочка, доченька, дочуленька.
Внук – внучка, внучок.
Внучка – внученька.
Сестра – сестричка, сестрёночка.
Брат – братик.
5.Игра «Один – много». Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Семья – семьи, много семей.
Ребёнок – дети, детей.
Работа – работы, много работы (работ).
Мама – мамы, мам.
Папа – папы, пап.
Дедушка – дедушки, дедушек.
Бабушка – бабушки, бабушек.
Сын – сыны (сыновья), сынов (сыновей).
Дочь – дочери, дочерей.
Сестра – сёстры, сестёр.
Брат – братья, братьев.
Внук – внуки, внуков.
Младенец – младенцы, младенцев.
6.Упражнение «Закончи предложение». Склонение существительного.
*У каждого малыша есть … (мама).
*Каждый человек любит свою … (маму).
*На свете очень трудно жить без … (мамы).
*Я люблю гулять со своей … (мамой).
*Я очень горжусь своей … (мамой).
7.Упражнение «Опиши, какая (какой), что делает?». Поиск соответствующих понятий.
Мама – весёлая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботиться, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьёт, моет.
По образцу слова. Бабушка, дедушка, папа, брат, сестра.
8. «Расскажи о семье по плану». Построение монолога.
*Сколько в семье человек?
*С кем живёт ребёнок (если не полная семья)?
*Как зовут родителей (имя, отчество)?
*Кем работают родители?
*Сколько лет брату (сестре)?
*Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…)?
9. «Беседа о семье». Поиск соответствующего понятия.
*Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку?
*Кто ты маме? (Сын, дочь.)
*Кто ты бабушке? (Внук, внучка.)
*Кто старше мама или бабушка?
*Кто младше папа или дедушка?
*Как зовут членов семьи?
10.Кто из этих людей твои родственники?
Мама, сестра, подруга, бабушка, сестра, продавец, брат, одноклассник, дедушка, папа, водитель, отец.
11.Исправь предложения.
Сначала родились мы, а потом — наши родители.
Бабушка младше мамы.
Я – бабушкина дочь.
12. «Кто (что) лишний и почему?»
Мама, соседка, бабушка, дочка.
Мама, март, апрель, май.
Дочь, дочка, дОчиста, дочурка.
Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.
13.Выбери правильный ответ.
Мама старше дочки (иногда, всегда, никогда).
Бабушка – это (папина жена, мамина мама, соседка, мамина подруга, мамина сестра.)

Обучение грамоте
1.Гласный звук «У»,  буква «У».
2.Место звука в слове.
3. Игра «Назови слово». В окружающей обстановке ребёнок находит предметы, в названиях которых звучит У. (Например: стул, аквариум, кукла и т.д.)
4.Чтение слогов А-У; У-А по разрезной азбуке. Составление схе­мы слова АР-БУЗ.

Примечание. Методика составления слова АУ.

*Давай поиграем. Представь себе, что мы вошли в лес.
Одни дети зашли за деревья и не видят, где другие. Это будут девочки.
Вот они посоветовались между собой и решили позвать мальчиков.
Крикнем: «Ау». Ещё раз! Молодец! Мальчики услышали девочек
и отвечают им: «Аууу».
Слово «ау» очень коротенькое, но очень нужное: многих людей из беды выручило.
*Взрослый произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук, одновременно выставляя буквы на полотно азбуки.
*Какой первый звук? Я нарисую для этого звука домик.
*Затем взрослый произносит слово с интонационным вы­делением второго звука. Ребёнок повторяет.
*Рисуем рядом с первым квадратом второй. В слове два звука, и
мы нарисовали для них два квадрата.
Какой звук «живет» в первой клеточке? Во второй? Если я произнесу звуки друг за другом, плавно, то прочитаю слово. Смотри и слушай внимательно, как я это делаю. *Взрослый ведёт указкой под первой буквой и произносит звук «а», когда переходит ко второй букве, начинает произносить звук «у»: аа-уу.
*Ребёнок произносит слово 2—3 раза.
Взрослый следит, чтобы ребёнок «не обгонял» указку и «не отставал» от неё.
5.Дидактическая игра «Телеграф».
Взрослый произносит одно-, двухсложные слова, например: дом, сад, лед, мама, рама и т.д., а ребёнок отхлопывает в ладоши количество слогов в слове — «передаёт дальше слово по телеграфу».
6.Допиши предложение.
Маму зовут …
Раздели слова на слоги.
7.Образуй слова, подставляя к каждому слогу слева слог справа.
ДО-
МАМО-
ПЕ-                            -ЧКА
ВЫПЕ-
БО-

ФЭМП
1.Тема «Числа 1 – 5. Повторение».
2.Повторить образование и написание состава чисел 1-5.
3.Закрепить понятия последнее и предыдущее числа.
4.Закрепить временные отношения.
5.Вспомнить смысл сложения и вычитания; взаимосвязь целого и частей.
6.Развивать умение сравнивать группы предметов, используя знаки «<», «>», «=».
7.Игра «К нам пришли гости».
Задание. Подсчитать количество «гостей», показать соответствующую цифру.
8.Игра «Волшебные домики».
Цель. Закрепить знание состава чисел от 2 до 5.
9.Игровое упражнение «Зачеркни лишние цифры».
10.Продолжать решать задачи на сложение и вычитание. Запись решения в тетради.