Значение речи в формировании полноценной личности ребёнка

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.    Каким бы ни значительным не казалось нарушение речи, оно в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Взрослея, ребёнок начинает осознавать свой недостаток, особенно это проявляется остро у детей с неустойчивой психикой. Он становиться молчаливым, застенчивым, нерешительным; если же его не понимают, то ребёнок раздражается, замыкается в себе, появляется неуверенность в своих силах.    Памятка для родителей    *Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать широким и узким, удерживать в правильном положении.    *Не разговаривайте с ребёнком быстро. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова. Не позволяйте ребёнку говорить быстро.    *Главная составляющая вашей речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность.    *Важное значение, в становлении речи, имеет также дыхательная гимнастика. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, необходимо научить ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя!).    *Жесты дополняют нашу речь. Но чем дольше ребёнок общается с вами при помощи жестов, тем дольше он будет молчать. Делайте вид, что вы не замечаете, чего он хочет, не пытайтесь понимать его без слов.    *Мелкая моторика – движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Стремитесь к развитию мышц руки малыша.    «Золотая середина» — вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т.е. к норме. Присмотритесь к малышу, отличается ли он от сверстников. ПОМНИТЕ, что дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития и становления речи ребёнка. Вовремя обратитесь за помощью к специалистам, которые помогут предупредить или исправить (при возможности) недостатки речи.