Тема недели «Приметы зимы»

Тема недели «Приметы зимы».

Ознакомление с окружающим миром
1.Дети должны знать:
*названия зимних месяцев;


*сезонные изменения в природе, связанных с зимой;
*что последний месяц года – декабрь; год начинается с января;
*что зимой бывает весёлый праздник – Новый год.
2.Закончи предложение с одним и тем же словом «снеговик» в нужной форме.
Мы решили слепить снеговика.
Мы приделали нос – морковку нашему… (снеговику).
Мы показали соседям нашего … (снеговика).
Мы играли со … (снеговиком).   Мы рассказали о … (снеговике).
3.Почему так говорим?
Снегопад, гололёд.
4.Объясни, как ты понимаешь. Толкование пословиц и поговорок.
Пословица. Любишь кататься – люби и саночки возить.
Поговорка. Береги нос в большой мороз.
5. «Чем похожи и не похожи?». Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия.
Лёд и снег.
Лёд и стекло.
Лёд и зеркало.
Снег и вата.
6.Упражнение «Закончи предложение». Поиск соответствующего понятия.
Зимой реки и озёра покрываются гладким, прозрачным, блестящим … (льдом).
Земля покрылась белым, пушистым … (снегом).
Дети слепили большую снежную … (бабу).
Зимой дети любят кататься на … (санках, лыжах, коньках).
7.Отгадать загадку и нарисовать отгадку.
Меня не растили —
Из снега слепили
И вставили ловко
Мне в носик морковку.   (Снеговик.)
8.Выучить стихотворение.
У сестрёнки, у Маринки
На ладошке две снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?

Развитие речи

1.Развитие словаря.
Названия:
декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод
Признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий.
Действия: метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.
2.Упражнение «Найди ошибку». Поиск логической ошибки (нарушения причинно – следственных связей).
Река замёрзла, потому что дети взяли коньки. (Составь предложение правильно.)
3.Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
Снег – снежок;
мороз – морозец;
ветер – ветерок;
лёд – ледок;
зима – зимушка;
метель – метелица;
санки – саночки;
холод – холодок;
дерево – деревце;
звезда – звёздочка;
солнце – солнышко;
день – денёк;
ночь – ночка.
4.Игра «Один – много». Образование существительных множественного числа в родительном падеже.
Снег – снегов, много снега;
лёд – льдов, много льда;
звезда – звёзды, много звёзд.
По образцу слова: день, узор, ночь, снежинка, снеговик, санки, буря, вьюга, стужа, холод.
5.Упражнение «Подбери родственные слова».
Снег – снежок, снежинки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь… .
Мороз – морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое… .
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые… .
Лёд – ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололёд, ледовый… .
6.Связь слов в предложении «Составь предложения по опорным словам».
Дети, снеговик, слепили.
Снежки, играют, мальчики.
Дети, санки, катаются.
Снежинки, падать, лёгкие, тихо.
7.Упражнение «Каким бывает?». Поиск соответствующего понятия.
Снег – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий, … .
Зима – холодная, весёлая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная, … .
Снежинки – белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные, …
Что могут делать снежинки – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать, …
8.Подбор антонимов.
Зимой ночь длинная, а день короткий.
Снег белый, а асфальт … (чёрный).
Зимой ветер холодный, северный, а летом … (тёплый, южный).
9. «Расскажи о зиме по плану». Построение монолога.
*Как ты заметил(а) наступление зимы;
*её первые приметы в природе;
*зимние месяцы;
*повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой;
*зимние забавы и развлечения.

Обучение грамоте
1.Тема недели «Звук и буква «Н». Предлоги НА, ЗА, ПЕРЕД, ПОСЛЕ, МЕЖДУ».
2.Игра «Узнай по описанию».
Взрослый предлагает ребёнку отгадать, о чём идёт речь.
Например. Это предмет одежды, его носят женщины и девочки. У него есть лиф на тонких бретельках и юбка. Что это за предмет одежды? (Сарафан.)
-Брюки из плотной (джинсовой) ткани. (Джинсы.)
-Короткие гольфы. (Носки.)
*Какой звук слышится во всех этих словах (звук «Н»).
3.Вспомнить, что звук «Н» — согласный, твёрдый, обозначается синим цветом.
4.Определение места звука «Н» в слове.
Взрослый называет слова. Ребёнок определяет есть ли в них звук «Н», твёрдый он или мягкий, в какой части слова находится и отмечает его на полоске (выкладывает букву «Н» синего или зелёного цвета).
5.Игра «Поставь игрушку».
На столе стоят игрушки. Взрослый задаёт вопросы ребёнку. «За кем стоит собачка? Перед кем стоит кошечка? Между кем стоит зайчик? После кого стоит обезьянка? …»
6.Составь предложения.
Учить составлять предложения с предлогами «ЗА», «ПЕРЕД», «ПОСЛЕ», «МЕЖДУ».
Обратить внимание, что предлоги – это «маленькие» слова, а значит при составлении схемы предложения должны обозначаться отдельной короткой полоской.
7.Звуко-буквенный анализ и синтез слога «АН».
*Назовите первый звук слога «АН». Как он называется? (Гласный.) Почему?
*Назовите второй звук. Как он называется? (Согласный.) Почему?
*Сколько всего звуков в слоге? Произнесите их.
*Найдите в кассах буквы, которые обозначают эти звуки.
*Поменяйте буквы местами. Прочитайте, что получилось. (НА.)
*Где лежат буквы? (Буквы лежат НА столе.)
*На чём вы сидите? (НА стуле.)
*НА – это «маленькое» слово, оно показывает, где находится предмет.
8.Игра «Закончи предложение».
Выбрать из предложенных слов, имя со звуком «Н» или «НЬ».
*Мальчика зовут … (Надя, Назар, Костя.)
*Эту девочку назвали … (Нина, Саша, Валя.)
*Маму Никиты зовут … (Тамара Ивановна, Ирина Николаевна, Пётр Геннадьевич.)

ФЭМП
1.Тема «Число 1. Цифра 1».
2.Закрепить представление о числе и цифре 1, о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и вычитания.
3.Закрепить графическое изображение цифры 1.
4.Развивать умение решать задачи на сложение и вычитание.
5.Упражнение «Расставь правильно».
Задание. Расставить всеми возможными способами два цветка – красный и синий – в две вазы. (1-й способ – красный цветок в одной вазе, синий в другой вазе; 2-й способ синий в одной вазе, красный в другой вазе.)
6. «Первый блин комом». Работа над крылатым выражением.
Предлагается три варианта смысла выражения: мама испекла блин некрасивой формы; трудное новое дело началось неудачно; бабушка испекла один блин. Ребёнок должен выбрать правильный вариант ответа.
7.Игра на внимание.
Взрослый показывает ребёнку различные цифры и даёт задание: «Покажи цифру 1, когда услышишь слово «один»: одно дерево, три листа, пять птиц, один цветок, один гриб, два жёлудя.
Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру 1».