Тема недели «Весна»

Тема недели «Весна»

Ознакомление с окружающим миром
1.Вспомнить и уметь называть времена года.


2.Знать последовательность времён года; месяцев каждого времени года.
3.Знать, какое сейчас время года.
4.Знать, первые приметы весны в природе; приметы ранней (тёмный снег, чёрные проталины, ручьи, кое-где белые подснежники и синие пролески. Деревья стоят голые, начинают набухать почки. Громко кричат первыми вернувшиеся грачи, появились трясогузки) и поздней (снега нет, зеленеет травка, пестреет среди травы много разных полевых цветов. Почки лопнули, распустились листочки, зацвела сирень и черёмуха. Звонко щебечут ласточки, кукует кукушка, весело поют скворцы, по утрам и вечерам заливаются соловьи) весны.
5.Знать, что происходить весной в растительном и животном мире.
6.Уметь обобщать признаки весны и конкретизировать их, сравнивать с признаками зимы.
7.Уметь объяснять, почему так говорят?
Природа просыпается.   Весна – утро года.
8.Исправь предложения.
Солнце взошло потому, что стало тепло.
Солнце светит потому, что звенит капель.
9.Выучить стихотворение «Апрель».
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
«Скоро, скоро быть теплу!» —
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба…
10.Материал для запоминания «Весной».
Весенние месяцы – март, апрель и май. Весной солнце поднимается всё выше, светит ярче в голубом безоблачном небе. С крыш свисают сосульки, в полдень, когда солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручейки. На полях и пригорках появляются проталины.
Реки, озёра и пруды очищаются ото льда. Горячее весеннее солнце растапливает лёд и снег. На деревьях и кустарниках набухают почки и проклёвываются первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница, калужница, хохлатка.
Посыпаются после долгой зимы насекомые. Возвращаются из тёплых краёв на родину перелётные птицы. Первыми пролетают грачи, затем скворцы, трясогузки, жаворонки.
Заканчивается зимняя спячка зверей. Из берлоги выходит медведица с подросшими медвежатами и бродит по лесу в поисках пищи: вырывает из земли луковицы и корневища растений, ищет личинки. У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи тоже появляются малыши.
Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки.
Весной у людей много работы. В поле готовят почву для посевов и сеют рожь, ячмень, просо. В огородах – укроп, морковь, лук. В садах и парках обрезают сухие сучки и ветки, сажают деревца, украшают клумбы красивыми цветами.

Развитие речи
1.Расширение словаря.
Названия. Месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало,конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелётные), гнёзда, почки, листочки, трава, подснежник, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, серёжки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце.
Признаки.
Ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий, весёлый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелётные, краснощёкие, проворные, берёзовый, нежные.
Действия.
Наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнёзда, выводят птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнее, сеют, ласкает, зеленеет, цветёт, радует, бурлит.
2.Игра «Назови ласково»
Солнце – солнышко;
ветка – веточка;
облако – облачко;
капля – капелька.
По образцу слова. Сосулька, дерево, куст, ветер, туча, холод, дождь, ручей,
проталина, лужа, лист.
3.Подобрать глаголы (что делает?).
Солнце весной – греет, припекает, ласкает, согревает, радует, блестит.
По образцу слова. Листья на деревьях; ручьи.
4.Упражнение «Скажи наоборот».
Зимой снег чистый, а весной — … .
Зимой солнце тусклое, а весной — … .
Зимой дни холодные, а весной — … .
Зимой погода часто памурная, а весной — … .
5.Придумай как можно больше слов.
Весенний – день, дождь, гром, цветок, праздник;
весенняя — … (гроза, капель…);
весенние — … (дни, цветы…).
6.Образовать прилагательные.
Весна – весенний;
солнце – солнечный;
трава – травяной;
дождь – дождливый.
По образцу слова. Цветок, подарок, ветер, облако, сюрприз.
7.Составь предложения по опорным словам.
Дни, а, ночи.   Солнце, поднимается, греет.   Холодов, морозов.
Снег, проталины, набух.   Ручейки, весенние, по, полям, лугам.
Деревья, стоять, но, почки, уже, ещё, готовы лопнуть.
Грачи, стран, родные края.   Воздух, весна.
8.Упражнение «Подбирай, называй, запоминай».
Весна (какая?) – ранняя, тёплая, долгожданная … .
По образцу слова. Солнце (какое?); почки (какие?).
9.Найди общее слово.
Льётся, журчит – ручей;
дует, шумит — … (ветер);
пригревает,
ослепляет — … (солнце);
голубое, высокое, чистое — … (небо).
10.Игра «Один – много».
Весна – вёсны — вёсен;
месяц – месяцы — месяцев;
проталина – поталины — проталин;
лужа – лужи — луж;
птица – птицы – птиц.
По образцу слова. Ручей, льдина, гнездо, почка, листья, трава, подснежник,
поле, грядка, луч.
11.Игра «Посчитай».
Один ручей – два ручья – пять ручьёв.
По образцу слова. Один говорливый ручей; одна длинная сосулька;
одна блестящая сосулька; одна большая лужа; одно высокое дерево.
12.Закончи предложение правильно. Образование существительных множественного числа.
На дереве гнездо, а на деревьях (что?)… (гнёзда).
На ветке сук, а на ветках (что?)… (сучья).
На дворе дерево, а в лесу (что?)… (деревья).
У дерева ствол, а у деревьев (что?)… (стволы).
Сосульки под солнцем … (тают).
Сугробы от солнечного тепла… (оседают).
На деревьях почки… (набухают, лопаются).
Весной птицы гнёзда… (строят, вьют).
Весной медведь от спячки… (пробуждается).
Весной птицы птенцов… (выводят, выкармливают).
Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается).
Весной в садах плодовые деревья… (цветут).
На проталинах первые цветы… (расцветают).
Весной насекомые после зимы… (оживают).
Весной на полях люди рожь… (сеют).
Из-под земли первая травка… (пробивается).
13.Расскажи о весне по плану. Построение монолога.
1.Приметы весны. 2.Весенние месяцы. 3.Перелётные птицы. 4.Что делают в этот период диккие животные. 5.Чем занимаются люди весной.

Обучение грамоте
1.Тема «Звук и буква К».
2.Закреплять правильное произношение звука «К».
3.Игра «Найди правильную букву».
Взрослый показывает ребёнку правильно и неправильно написанные буквы «К» (зеркальные «К», без одной палочки, только верхняя или нижняя часть буквы «К»; без длинной палочки и т.д.). Взрослый предлагает ребёнку найти и обвести в кружок правильно написанную букву «К».
4.Игра «Скажи ласково».
Взрослый произносит какое-нибудь лово и бросает мяч ребёнку, который должен «назвать предмет (человека) ласково», произнести слово, выделяя звук «К», и перебросить мяч обратно.
Слова. Мама – мамочка, сестра – сестричка, бабуля – бабулечка, подарок – подарочек, рисунок – рисуночек, цветок – цветочек и т.д.
5.Игра «Один – много».
Игра проводится аналогично предыдущей, только ребёнок образует множественное число существительных.
Слова. Сестричка – сестрички, платочек – платочки, рисуночек – рисуночки, подарочек – подарочки и т.д.
6.Игра «Угадай слово по первым звукам».
Взрослыйц предлагает ребёнку определить первые звуки в словах КОНФЕТА, ОБУВЬ, НОСКИ и догадаться, какое слово зашифровано, сложив эти звуки. (КОН.)
7.Учить записывать слово КОН. Делать его звуко – буквенный анализ.
Сравнить слово КОН со словом КОНЬ. Составить предложения с этими словами.
8.Игра «Мой, моя, моё».
Картинки: латок, рисунок, мама, сестра, пальто, платье и др.
Ребёнок должен придумать слова (или выбрать из предложенных картинок) на заданной местоимение. Например, МОЙ – рисунок… .
9.Игра «Пальчики – мальчики (девочки)».
Взрослый предлагает придумать имена со звуком «К» мальчикам (девочкам). Произнося имена, ребёнок должен загибать пальчики. (Коля, Кирилл, Макар, Виктор…; Катя, Кристина, Вика, Оксана… .)

ФЭМП
1.Тема «Замкнутые и незамкнутые линии». «Ломаная линия, многоугольник»
2.Игра «Пуешествие точки».
Цель. Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии.
3.Закреплять умение соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством предметов.
4.Закреплять состав числа 2, 3. Рассмотреть все способы образования чисел.
5.Учить сравнивать различные линии: прямые, ломанные, кривые.
6.Игра «Найди лишнюю фигуру».
7.Закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание. Записывать в тетради.