Учимся читать. Буква «И»

1.Тема. Гласный звук И, буква И.
2.Анализ звука И.

Дети доказывают, что И гласный звук: выходящая струя воздуха не встречает преграды в ротовой полости. При про­изнесении этого звука губы растянуты, как при улыбке.
3.Игровое упражнение.
Определить место звука «И» в трёх позициях: в начале слова, в середине и в конце.
4. Игра на закрепление места звука «И» в словах «Угадай звук».
Оборудование. Сюжетные картинки, всевозможные игрушки и т. д.
Содержание. Воспитатель показывает картинку или предмет; дети должны хлопнуть в ладоши, если в изображенном предмете есть звук «И», а если нет — убрать руки за спину.
5.Анализ буквы И.
-На письме звук И обозначается буквой И.
Для лучшего запоминания начертания этой буквы предлага­ются такие четверостишия:

Н надела поясок.
И надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И — наискосок.

Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком.
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.
6. Чтение слогов по магнитной азбуке (в сравнении) с договариванием до целого слова. Например: СИ — СЫ; СИла — СЫры

*Как произносится звук С перед И в слоге СИ? (Мягко.)

*А как произносится этот звук перед Ы в слоге СЫ? (Твёрдо.)

*Подвести детей к выводу, что И смягчает предыдущую согласную.

СИ — СЫ (сила, сыры) ЛИ — ЛЫ (лиса, лыжи) МИ — МЫ (мишка, мышка)

*В слове ЛИСА — Л’, мягкий согласный звук; в слове ЛЫ<ЛЫЖИ — Л, твёрдый согласный звук. Произносятся они по-разному.
7.Работа над словом. Показать, что звук И образует слово.
Загадка-шутка
Что стоит между стеной и дверью? (Буква И)

*Анализ предложения: Стена и дверь.
*Какое первое слово? Второе? Третье? Схема:

|__   __   __ .

8.Работа над слогом. Показать, что звук И образует слог.
Анализ слова ИРА.
*Сколько в слове слогов? Первый слог? Второй слог?