Учимся читать. Буква «Я»

Обучение грамоте
Тема. Гласный звук Я, буква Я.
1. Звуковой анализ слова МАЛ.

 -Сколько звуков в слове МАЛ?
-Как слышится первый звук?
-Какой гласный звук в этом слове?
-Составьте слово МАЛ из букв разрезной азбуки.
2.Упражнение. Преобразовать слово МАЛ в слово МЯЛ.
-Теперь попробуем переделать слово МАЛ в слово МЯЛ.
-Как слышится первый звук в слове МЯЛ?
-Можно ли оставить букву А после первой согласной?
Нет, тогда получилось бы опять слово МАЛ: вместо А надо поставить Я. 3.Сопоставление слов
МАЛ — МЯЛ
МАТЬ — МЯТЬ
ВАЗЫ — ВЯЗЫ
4.Чтение и сопоставление слогов по звучанию согласной.
ЛА РА ДА ЗА  СА  БА ЛЯ РЯ  ДЯ  ЗЯ  СЯ  БЯ
5.Договаривание до целого слова.
Например: ЛАпа, ЛЯгушка, РАд, РЯд, ДАша, ФеДЯ и т. д.
6.Чтение сказки Л.Н. Толстого «Лягушка и мышь».
Цель. Учить выделять заданный звук в словах.
«ЛЯГУШКА И МЫШЬ».
Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нем забыли, спустился и схватил их обеих.
-Какие слова со звуком Я вы запомнили?
-Приведите при­меры слов со звуком Я.
7. Произнеси слова с заданным звуком в трёх позициях:
-в начале слова: Ягода, Яблоко, Якорь, Ястреб, Ягненок, Язык;
-в середине: одеЯло, маЯк;
-в конце: свиньЯ, листьЯ, змеЯ.
-Докажите, что Я — гласный звук.
8.Чтение слоговой таблицы, составленной из букв большого формата.
ВА——-НЯ
ТА——-НЯ
СЕ——-НЯ
СА——-НЯ
СО——НЯ
ЖЕ——НЯ
БА——НЯ
9.Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Из букв и слогов составить отгадки на загадки:
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)
Чем больше из меня берут,
Тем больше становлюсь. (Яма)
Отбавишь — больше будет,
Прибавишь — меньше станет. (Яма)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
32 молотят, один поворачивает. (Зубы и язык)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
На море, в реках и озерах
Я плаваю проворно, скоро.
Среди военных кораблей ,
Известна лёгкостью своей. (Яхта)
10.Чтение стихотворения с целью закрепления звука Я.
Яков — терпеливый маленький садовник,
Яблони и груши вырастил в саду,
Ягоду малину, ягоду крыжовник.
Я на днях учиться к Якову пойду.
Интонационно звук Я при чтении выделяется. Детям предлагается запомнить слова с этим звуком.