Календарный план «Деревья и кустарники»
Календарно-тематическое планирование по теме «Деревья и кустарники»
План воспитательно-образовательной работы
Понедельник | Формы работы |
УТРО 1.Социально-коммуникативное развитие Игры на развитие общения | «Чем похожи?» Цель. Развитие мыслительных процессов. |
2.Физическое/познавательное развитие Подвижная игра малой подвижности (ориентировка в пространстве) | «Угадай, кто и где кричит?» Цель. Учить ориентироваться в пространстве. |
3.Речевое развитие Индивидуальная работа по развитию речи — связная речь | «Чудесный мешочек» Цель. Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам |
4. Социально-коммуникативное развитие Игры на развитие мелкой моторики рук | «Катушка» Цель. Учить наматывать нить на катушку. Развивать координацию мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка руки к письму. |
5.Социально-коммуникативное / познавательное развитие Наблюдение за трудовым процессом взрослого, индивидуальные трудовые поручения | Наблюдение за трудом дворника Цель. Формировать желание помогать взрослым; учить детей уважать любой труд |
Вид, тема, источник образовательной деятельности | Программное содержание |
Веракса «От рождения до школы» | |
РИСОВАНИЕ | Учить рисовать прямоугольную форму, закрашивать карандашом в |
«Праздничный флажки» (394) | пределах контура, проводя линии и штрихи в одном направлении; |
развивать навыки рисования карандашом; обогащать представления | |
детей о цвете; воспитывать эстетический вкус | |
Материалы и оборудование | Разноцветные флажки, сюжетные картинки по теме, мольберт, |
цветные карандаши, листы бумаги, флажки разного цвета | |
Веракса «От рождения до школы» | |
МУЗЫКА | Развивать песенные навыки. |
«Песенка про птиц» (390) | |
Материалы и оборудование | |
ПРОГУЛКА: 1.Познавательное развитие Наблюдения за живой природой | Наблюдение за подорожником Цель. Продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. |
2.Познавательное развитие Индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим миром. | «Дерево живое» Цель. Обратить внимание детей на изменения во внешнем виде дерева в разное время года. |
3.Социально-коммуникативное развитие С/р. игра, направленная на формирование первонач. представлений о соц. окружении («Семья», «Детский сад») | «Профессии» Цель. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку; обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение; формировать у детей умение использовать строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним; закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. |
4.Физическое развитие Подвижная игра с бегом | «Ручейки и озёра» Цель. Научить бегать друг за другом, становиться в круг. |
5.Физическое развитие Игра средней подвижности с бросанием и ловлей | «Мой весёлый, звонкий мяч» Цель. Учить детей умение отбивать мяч от земли; развивать точность движений |
6.Физическое развитие Индивидуальная работа по физвоспитанию Ходьба. | Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием). |
2-ая ПОЛОВИНА ДНЯ 1.Речевое развитие Приобщение к худ. литературе «В книжном царстве» | С. Козлов «Солнечный заяц и медвежонок» Цель. Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, умения сопереживать литературным героям. |
2. Познавательное развитие Подгрупповая работа с детьми по конструированию | «Ёлочки – сосёночки» Цель. Развивать умение делать конструкцию из палочек разной длины. |
3. Художественно-эстетическое развитие Индивидуальная работа по изодеятельности (лепка) | «Цветочки» Цель. Развивать умение лепить предметы круглой формы (лепесточки) |
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА: 1.Познавательное развитие Подгрупповая работа по сенсорному воспитанию | «Найди нужный цвет» Цель. Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце. |
2. Социально-коммуникативное развитие Сюжетная игра | «Строим дом» Цель. Познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъёмный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал». |
3. Речевое развитие Дид. игры по развитию речи | «Что перепутано» Цель. Развивать логическое мышление, способность анализировать. |
4. Физическое развитие Игра малой подвижности (ходьба) | «Ручеёк» Цель. Формирование у детей навыка ходить хороводным шагом, держась за руки, не наталкиваясь друг на друга; приобщение детей к русской национальной культуре через игры, обряды, традиции. |
Вторник | Формы работы |
УТРО. 1.Познавательное развитие Развивающие игры на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина,…) | «Раскладывание однородных предметов разной величины» Цель. Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины. |
2.Физическое развитие Игра малой подвижности | «Кап-кап-кап» Цель. Учить быть внимательными к слову воспитателя. |
3.Речевое развитие Индивидуальная работа по развитию речи — ЗКР | «Будь внимательным» Цель. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность. |
4.Социально-коммуникативное развитие Подгрупповая работа по нравственному воспитанию | «В гостях у хозяюшки» Цель. Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; знакомить с устным народным творчеством пословицы, поговорки, прибаутками. |
Вид, тема, источник образовательной деятельности | Программное содержание |
Веракса «От рождения до школы» | |
ФИЗКУЛЬТУРА | Учить влезать на наклонную доску; упражнять в ходьбе и беге |
«Подвижно-дидактическая игра «Солнышко» (388) | колонной по одному, в ходьбе по доске. |
Материалы и оборудование | Маска солнышко |
Веракса «От рождения до школы» | |
АППЛИКАЦИЯ | Учить изображать предметы, состоящие из нескольких частей, |
«Скворечник» (386) | определять форму частей предмета (прямоугольная, круглая, |
треугольная); воспитывать заботливое отношение к птицам. | |
Материалы и оборудование | Глина, доски для лепки, красивая птичка (дымковская игрушка), |
полка, скворечник, детали для аппликативного изображения | |
скворечника (прямоугольники, кружки, треугольники), вырезанные из | |
цветной бумаги; фигурка птицы, листы белой бумаги с силуэтами | |
ствола дерева, клей, кисти, салфетки. | |
ПРОГУЛКА: 1.Познавательное развитие Наблюдения за живым объектом | Наблюдение за пчёлами Цель. Закрепить содержание понятия «насекомые»; учить сравнивать их по существенным общим признакам. |
2.Социально-коммуникативное развитие Инд. трудовые поручения на участке | На участке. Цель. Очистка участка от мусора. |
3.Художественно-эстетическое развитие Инд. и подгрупповая работа по ИЗО | «Сороконожка в магазине» Цель. Учить рисовать сложные по форме изображения на основе волнистых линий, согласовывать пропорции листа бумаги (фона) и задуманного образца, развивать способности к восприятию цвета и формы как основных средств художественной выразительности. |
4.Физическое развитие Подвижная игра (с ходьбой и бегом) | «Птички летают» Цель. Научить бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать детей помогать друг другу. |
5.Физическое развитие Игры — хороводы | «Узнай по голосу» Цель. Развитие слухового восприятия, желания принимать активное участие в играх. |
6.Физическое развитие Индивидуальная работа по физвоспитанию Бег. | Бег с изменением темпа (в быстром темпе на расстояние 10 м). |
7.Социально-комммуникативное развитие Сюжетные игры | «День рождения Степашки» Цель. Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь; расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис». |
2-я ПОЛОВИНА ДНЯ. 1.Художественно-эстетическое/ речевое развитие Подгрупповая работа с детьми – малый фольклор (песенки, потешки) | «Пальчик — мальчик». Цель. Помочь детям запомнить потешку. Развивать интерес к малым формам поэтического фольклора. Укреплять мелкую моторику. |
2.Художественное творчество Подгрупповая работа по художественно-эстетическому воспитанию (знакомство с народно-прикладным искусством) | «Хохлома» Цель. Рассматривание картинок с изображением предметов хохломской росписи |
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА: 1.Познавательное развитие Индивидуальная работа по озн. с окр. (предметное окружен., явления общ. жизни) | «Что в лукошке» Цель. Пополнять знания детей овощами и фруктами; дать понятие «ягоды». Развивать познавательный интерес. |
2.Социально-коммуникативное/речевое развитие Театрализованные игры | «Шутки и потешки» Цель. Приобщить детей к русской народной традиции; показать возможности лепной свистульки; познакомить со сказкой в театре лепной игрушки; побуждать детей к ролевому воплощению; учить отчетливо и эмоционально говорить прибаутки и потешки. |
3.Дидактические игры | «Костюмы для петрушек» Цель. Научить детей подбирать контрастные цвета (для костюмов петрушек); закрепить представления о контрастных цветах. |
4.Физическое развитие Игра малой подвижности | «Покажи, что я назову» Цель. Развивать внимание детей; показывать названный предмет. |
С р е д а | Формы работы |
УТРО. 1.Познавательное развитие Дидактические игры на развитие и коррекцию психических процессов | «Что не подходит?» Цель. Учить выделять предмет, отличающийся от остальных. |
2.Социально-коммуникативное развитие Подгрупповая работа по формированию культуры поведения | Положительные моральные качества Цель. Учить замечать настроение окружающих, проявляя внимание и заботу. |
3.Речевое развитие Инд.работа по развитию речи – грамматический строй речи | «Домики» Цель. Употреблять названия детёнышей животных. |
4.Физическое развитие Подвижная игра с ползанием и лазаньем. | «Ловля обезьян» Цель. Упражнять детей в ловкости, смелости, в лазании. |
Вид, тема, источник образовательной деятельности | Программное содержание |
Веракса «От рождения до школы» | |
ФЭМП | Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер; |
«Утро и вечер» (388) | развивать мышление; учить находить закономерности в расположении |
предметов и воспроизводить их | |
Материалы и оборудование | Сюжетные картинки: ребёнок встает с постели; солнышко |
поднимается; ребёнок чистит зубы, умывается, делает зарядку; играет | |
на улице; слушает сказку, которую читает бабушка; смотрит передачу | |
«Спокойной ночи, малыши»; за окном темно, горит настольная лампа, | |
ребёнок в постели; квадраты из картона (большие и маленькие), | |
вырезанные из цветной бумаги силуэты солнца (большие и | |
маленькие). | |
Веракса «От рождения до школы» | |
МУЗЫКА | Развивать поэтический и музыкальный слух; воспитывать интерес к |
«Музыкальный номер» (392) | искусству. |
Материалы и оборудование | Аудиозапись «Песенка о весне» (муз. Т. Фрида, сл. Н. Френкель). |
ПРОГУЛКА 1.Познавательное развитие/социально-коммуникативное Целевая прогулка/экскурсия +наблюдения за транспортом | Прогулка к вербе. Цель. Познакомить детей с вербой, рассмотреть набухшие почки и проглянувшие барашки. Рассказать детям о дереве, которое встречает весну. |
2.Познавательное развитие/социально-коммуникативное Сюжетно-ролевая игра | «Больница» Цель. Продолжать знакомить детей с профессиями врач и медсестра; вызвать интерес к профессиям медицинских работников; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. |
3.Познавательное развитие Индивидуальная работа по формированию элементарных математических представлений | «Только одно свойство» Цель. Развивать умение быстро выбирать нужную фигуру; закреплять название геометрических фигур. |
4.Физическое развитие Подвижная игра (с прыжками) | «Попрыгунчики» Цель. Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд. |
5.Познавательно развитие Индивидуальные трудовые поручения | Уборка игрушек, складывание бумажных корабликов в коробку. Цель. Развитие трудовых навыков. |
6.Физическое развитие Индивидуальная работа по физвоспитанию Катание, бросание, ловля, метание. | Метание на дальность в горизонтальную цель правой и левой рукой (расстояние 1,5-2 м). |
2-я ПОЛОВИНА ДНЯ 1.Речевое развитие Приобщение к худ. литературе | Сказка «Кот, петух и лиса» Цель. Закреплять умение узнавать на иллюстрациях знакомых персонажей; развивать эмоциональную отзывчивость, способность слушать и слышать текст. |
2.Художественно-эстетическое развитие Подгрупповая работа с детьми по конструктивно-модельной деятельности | «Разные домики» Цель. Закреплять умение сооружать постройки по условию, используя навыки |
3.Художественно-эстетическое развитие Подгр. работа по изодеятельности (аппликация) | «Грибная полянка» Цель. Изготовление лесной полянки способом обрывной аппликации. Изображение грибов, контрастных по размеру. |
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА: 4.Познавательное развитие Индивидуальная, подгрупповая работа по Безопасности. | «Как вести себя в группе» (ОБЖ) Цель. Через игровые упражнения напомнить детям о безопасности поведения в группе |
5.Физическое развитие Подвижная игра | «Ручейки у озера» Цель. Научить детей бегать друг за другом небольшими группами, становиться в круг. |
6.Социально-коммуникативное развитие Стихи в движении | «Качели» Цель. Согласовывать слова стихотворения с собственными движениями |
Четверг | Формы работы |
УТРО 1.Познавательное развитие Дид. игры на развитие сенсорных эталонов | «Угадай на вкус» Цель. Учить детей определять на вкус небольшие кусочки овощей и фруктов; развивать анализаторы, мышление; учить детей объяснять свой выбор. |
2.Речевое развитие Индивидуальная работа по развитию речи (формирование словаря) | «Дружные ребята» Цель. Соотносить названия взрослых животных с названиями их детёнышей, активизировать в речи названия детёнышей животных. |
3.Социально-коммуникативное развитие Подгрупповая работа «Формирование детского этикета» | «Что такое хорошо» Цель. Учить детей употреблять в речи слова обращения ко взрослому за помощью |
4.Художественно-эстетическое/познавательное развитие Музыкально-дидактические игры | «Зайка – побегайка» Цель. Развивать умения различать элементарные выразительные средства, создающие музыкальный образ: музыкальные, внемузыкальные. |
Вид, тема, источник образовательной деятельности | Программное содержание |
Веракса «От рождения до школы» | |
ФИЗКУЛЬТУРА | Совершенствовать двигательные навыки, умение выполнять действия |
«Комплекс упражнений «Праздник» (394) | по команде, лазать по лесенке высотой до 1,5 м. |
Материалы и оборудование | Гимнастическая лесенка-стремянка. |
Веракса «От рождения до школы» | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ | Помочь детям вспомнить стихи, которые они разучивали в течение года, |
«Заучивание стихотворения С. И. Белоусова «Весенняя | запомнить новое стихотворение; развивать мышление, творческие |
гостья» (390) | способности, фантазию |
Материалы и оборудование | Фланелеграф, текст стихотворения С. И. Белоусова «Весенняя гостья», |
картинка с изображением ласточки. | |
ПРОГУЛКА: 1.Познавательное развитие Наблюдения за сезонными явлениями + игры-развлечения с воздухом и ветром | «Капель, капель – пришёл апрель!» Цель. Расширять представление детей о весне, обогатить их речь новыми словами, расширить и активизировать словарный запас по теме «Весна» |
2.Познавательное развитие Индивидуальные трудовые поручения | Кормление птиц; развешивание скворечников Цель. Вызывать желание заботиться о птицах. |
3.Физическое развитие Подвижная игра | «Красочки» Цель. Упражнять детей в беге, коллективизме. |
4.Физическое развитие Индивидуальная работа по физвоспитанию Ползание, лазанье. | Подлезание под препятствие (высота 50 см), не касаясь руками пола. |
5.Физическое/познавательное развитие Подвижная игра на ориентировку в пространстве | «По ровненькой дорожке» Цель. Формирование умения свободно ходить в колонне по одному по ограниченной поверхности; упражнение в прыжках с продвижением вперёд; развитие чувства равновесия; ориентировки в пространстве. |
6.Социально-коммуникативное/ познавательное развитие Сюжетно-ролевые игры для мальчиков и девочек | «Поезд» Цель. Обучение детей реализации игрового замысла. |
2-я ПОЛОВИНА ДНЯ. 1.Речевое развитие Приобщение к худ. литературе | Русская народная сказка «Колобок» Цель. Помогать эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании. Учить точно отвечать на вопросы. Развивать творческую инициативу, интерес к занятиям. |
2.Познавательное развитие Настольно-печатные игры | «Найди листик, какой покажу» Цель. Развивать внимание, мышление. |
3.Познавательное развитие Игры – эксперименты, опыты | «Что уносит ручеёк» Цель. Ознакомить со свойствами некоторых материалов (камень и щепочка, палочка). |
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА: 3.Физическое развитие Игры — хороводы | «Мы по лугу идём» Цель. Развивать умение детей ходить по кругу. |
4.Социально-коммуникативное/ познавательное развитие Театрализованные, сюжетно-ролевые игры | «Выставка рисунков детей и их родителей» Цель. Развивать взаимосвязь с родителями; эмоциональный настрой. |
5.Познавательное развитие Дид. игра по ознакомлению с окружающим | «Когда это бывает?» Цель. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. |
П я т н и ц а | Формы работы |
УТРО 1.Познавательное развитие Загадки — отгадки | «Весенние фантазии» Цель. Учить детей отгадывать загадки; слышать в загадке отгадку |
2.Социально-коммуникативное развитие Подгрупповая работа по формированию навыков самообслуживания | Питание Цель. Учить детей есть котлету, запеканку, отделяя кусочки по мере съедания, не дробить заранее |
3.Речевое развитие Индивидуальная работа по развитию речи (ознак. с худ. литературой) | Сказка «Маша и медведь» Цель. Развивать умение обсуждать характер героев произведения, рассматривать иллюстрации; развивать внимание, логическое мышление. |
4.Физическое развитие/познавательное развитие Подвижная игра на ориентировку в пространстве | «Угадай, кто и где кричит?» Цель. Учить ориентироваться в пространстве. |
Вид, тема, источник образовательной деятельности | Программное содержание |
Веракса «От рождения до школы» | |
Ознакомление с предметным и социальным | Показать влияние солнечного света и воды на рост деревьев, |
окружением/ ознакомление с миром природы | кустарников, цветов; воспитывать чувство красоты и потребность |
«Деревья и кустарники на нашем участке» (386) | заботы о природе |
Материалы и оборудование | Веточки тополя, вербы в стакане |
Веракса «От рождения до школы» | |
ФИЗКУЛЬТУРА в группе | Упражнять в ходьбе и беге, с выполнением заданий; в приземлении на |
полусогнутые ноги в прыжках; развивать ловкость в упражнениях с мячом. | |
Материалы и оборудование | |
ПРОГУЛКА 1.Познавательное развитие Наблюдения за трудом взрослых | «Садовод» Цель. Познакомить детей с особенностями труда садовода в весенний период времени; прививать уважительное отношение к труду взрослого |
2.Физическое развитие Подвижная игра с сюжетом | «Пустое место» Цель. Упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки. |
3.Физическое развитие Индивидуальная работа по физвоспитанию Прыжки. | Прыжки на двух ногах между предметов. |
4.Физическое развитие Подвижная игра с бросанием и ловлей мяча | «Подбрось – поймай» Цель. Учить подбрасывать и ловить мяч двумя руками; развивать координацию движений рук |
5.Социально-коммуникативное/ познавательное развитие Сюжетно-ролевая игра | «Путешествие с Доктором Айболитом» Цель. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям, их выполнению в определённой последовательности: осмотр, послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками; развивать слуховое внимание, восприятие, память путём названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия. |
6.Познавательное развитие Индивидуальная работа по развитию элементарных экологических представлений | «Деревья, которые растут на участке детского сада» Цель. Учить узнавать и называть деревья: берёза, тополь; находить и называть у дерева ствол, листья, ветки. Воспитывать добрые чувства, связанные с восприятием растительного мира. |
2-ая ПОЛОВИНА ДНЯ. 1.Речевое развитие Приобщение к худ. литературе | К. Чуковский «Мойдодыр» Цель. Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, готовность активно реагировать на содержание текста, умение отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста. |
2. Художественно-эстетическое развитие Подгрупповая работа с детьми по конструктивно-модельной деятельности | «Построим разные дорожки» Цель. Закреплять умение строить самостоятельно дорожки разного цвета; развивать умение объединять постройки в одну широкую дорогу; воспитывать умение общаться, радоваться результатам труда других детей |
ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА: 3.Познавательное развитие Игры на развитие сенсорных эталонов | «Найди нужный цвет» Цель. Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце. |
4.Социально-коммуникативное развитие Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук | «Скрепки» Цель. Учить правильно пользоваться канцелярскими скрепками. Развивать мелкую моторику, координацию движений, подготовка руки к письму, развивать фантазию и воображение. |
5.Физическое развитие Игра малой подвижности | «Чтобы сильным, ловким быть» Цель. Учить имитировать движения в соответствии с заданием водящего. |