Конспект занятия «Дикие животные»

Тема недели «Дикие животные» 
Ознакомление с окружающим миром
1.Знать, названия животных наших лесов, животных Севера, животных жарких стран.

2.Знать, названия частей тела животных.
3.Знать, места обитания диких животных в природе.
4.Упражнение «Назови лишнее слово». Классификация понятий.
Волк, собака, рысь, лиса, заяц.
Лиса, волк, овца, белка.
Корова, заяц, кролик, лошадь.
Медведь, волк, корова, лось.
Белка, дупло, лиса, ёж.
Волк, волчонок, ствол, волчий, волчица.
Олень, олений, лень, оленёнок, олениха.
5.Упражнение «Сравни». Выбор соответствующего понятия.
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?
(Отвечать полным предложением. Например, черепаха двигается медленнее.)
6. «Опиши любого зверя по плану». Построение монолога.
*Название.
*Где живёт? (Север, жаркие страны …)
*Внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки).
*Жилище (берлога, нора, дупло, …).
*Повадки.
*Как добывает корм.
*Как защищается.
*Чем питается.
*Кто является его врагом.
*Как называются его детёныши.
7.Вопросы на засыпку.
У кого больше лап – у зайца или медведя?
Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?
У кого длиннее уши – у зайца или волка? А у кого длиннее хвост?
Сколько ушей у двух зайцев? А ног?
8.Про каких животных говорят:
хитрая — …, колючий — …, злой — …, неуклюжий — …, косой — … .
9.Чем отличаются слова?
Лежать – спать.
Рыть – копать.
Дупло – дыра.
Берлога – яма.
10.Что кому дать?
Орехи – белке.
По образцу слова. Мёд, грибы, кору.
11.Про кого говорят:
залегает в берлогу — …;
делает запасы в дупле — …;
лапу сосёт — …;
впадает в спячку — … .
12.Кто больше?
Лиса или заяц. А у кого лап больше?
Развитие речи
1.Расширение словаря.
Названия. Белка, лиса, ёж, заяц, волк, лось, медведь, рысь, лев, тигр, леопард, беый медведь, морж, тюлень, песец, олень, котик, слон, бегемот, жираф, зебра, кенгуру,носорог, обезьяна, рога, копыта, туловище, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шкура, пасть, лапы, брюхо, когти; лес, степь, берлога, логово, нора, дупло, пещера.
Признаки.
Лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный.
Действия.
Добывать, прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, реветь, охотиться, прятаться, учить, охранять, сосать, лязгать, лакомиться, плавать.
2.Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Белка – белочка.
Обезьяна – обезьянка.
Слон – слоник.
Тюлень – тюленюшка.
Морж – моржонок.
Медведь – медведушка.
Ёж – ёжик.
Заяц – зайчик.
Лев – лёвушка.
Лось – лосик.
Леопард – леопардик.
Лиса – лисичка.
3.Игра «У кого кто?». Образование существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
У белки – бельчонок, бельчата.
У зайчихи – зайчонок, зайчата.
У лосихи – лосёнок, лосята.
У лисы – лисёнок, лисята.
У волчихи – волчонок, волчата.
У тигрицы – тигрёнок, тигрята.
У львицы – львёнок, львята.
У медведицы – медвежонок, медвежата.
У слонихи – слонёнок, слонята.
У моржихи – моржонок, моржата.
У тюленихи – тюленёнок, тюленята.
4.Игра «Один – много». Образование существительных в родительном падеже множественного числа с уменьщительно – ласкательными суффиксами.
Белка – много белок – бельчат.
Лиса – лис – лисят.
Ёж – ежей – ежат.
Заяц – зайцев – зайчат.
Волк – волков – волчат.
Лось – лосей – лосят.
Медведь – медведей – медвежат.
Олень – оленей – оленят.
Морж – моржей, моржат.
Тюлень – тюленей, тюленят.
Слон – слонов, слонят.
Зебра – зебрят.
5.Игра «Чей хвост?». Образование притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа.
У лисы хвост – лисий,
лапы – лисьи,
морда – лисья.
По образцу слова. У медведя, волка, зайца.
6.Игра «Посчитай 1-2-5».
Один заяц, два зайца, пять зайцев.
По образцу слова. Один волк, медведь, одна лиса, белка.
Один серый волк, два серых волка, пять серых волков.
По образцу слова. Одна рыжая лиса, один полосатый барсук.
7.Упражнение «Чей дом?»
Берлога – дом медведя.
По образцу слова. Логово, нора, дупло.
Обучение грамоте
1. Тема, Согласный звук С (С’), буква С.
2. Характеристика звука С.
—«С» — песенка насоса. Губы в улыбке, зубы видны. Кончик! языка спрятался за зубы. Какая струйка воздуха выходит изо рта — теплая или холодная?
*А если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Горло — домик голоса. Звук! произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Может произноситься твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, василек).
3.Учить определять место звука в трёх позициях (начало слова, середина или конец).
4.Учить сравнивать на слух слова САМА и САМ.
5.Учить определять ударный гласный звук.
6.Фонетическая игра на развитие внимания «Кто запомнит больше слов со звуком С».
Стихотворение взрослый читает два раза. Первый раз — для осмысливания текста; второй — для запоминания слов с заданным звуком.
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усталый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пес.
Смолкли скрипы, песни, смех.
Сон в страну свою унёс всех.
Примечание. Чтобы ребёнок расслабился, читая стихотворение в первый раз, можно предложить ему закрыть глаза и представить услышанное.
7.Чтение слогов, составленных из букв наборного полотна большого формата  с договариванием до целого.
Слова. Например: СА…(ша), СУ…(шу) и др.
СА  АС  СО  ОС  СУ  УС
8. Чтение слов оса, сама. Составление предложений.
9. Игра с заданием «Назови слова».  Ребёнок вспоминает зверей или птиц, в названиях которых есть, звук С.
Становитесь в круг опять.
Будем в солнышко играть.
Мы — весёлые лучи,
Мы резвы и горячи.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.

Взрослый с мячом. Если в слове есть звук «С» — ребёнок ловит мяч, если нет — отталкивает. Например: сокол, слон, соловей, синица (заданный звук интонационно выделяется) воробей, корова и др. Хорошо использовать загадки.

Днём слепа, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова)

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек. (Собака)
Посмотрите-ка, какая —
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
10.Взрослый называет слова (сочетания звуков), ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если услышит слова со звуком «С».
Слова: санки, зайка, шайба, шутка, сутки, зубки. Оусам,пкст, фсш, зсж, са, ша, ос, уф.
ФЭМП
1. Формировать представление об измерении длины с помощью мерки; познакомить с единицами измерения длины – шаг, пядь, локоть, сажень; закреплять умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, прямой и обратный счёт; повторить состав чисел в пределах 6.
2.Игровое упражнение «Узнай, какая дорожка короче» (измерение длины с помощью установленной условной мерки).
3.Учить сравнивать предметов по длине «на глаз».
4.Составление задач на сложение. Выявление составных частей задачи (условие, вопрос).
Например. В вазе стояли 3 нарцисса и 2 тюльпана.
Вопрос: сколько всего стояло в вазе цветов?
7.Работа с числовым отрезком. Дать ребёнку, при помощи линейки, измерить разные предметы.
Цель: учить ребёнка пользоваться линейкой.
8.Составление мозаичного узора (цель: развивать умение составлять мозаичный узор в соответствии с заданной закономерностью, мелкую моторику).
9.Составление историй по рисункам, в которых участвует знак «+», можно записать числами.