Конспект занятия "Природа и мы" | Онлайн Воспитатель
Занятия,  Конспекты занятий,  Тематическая неделя

Конспект занятия на тему «Природа и мы»

Тема недели «Природа и мы». 
Ознакомление с окружающим миром.
1.Закреплять и углублять представления детей о растениях луга (поля). Учить правилам

поведения в природе. Познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
2.Знать о пользе растений, для чего они нужны.
3.Иметь понятие о том, как размножаются растения (усами, листьями…).
4.Знать, для чего растению нужны стебель, листья? Как можно определить настроение у растения?
5.Что будет с растением, если его сорвать.
6.Знать и уметь объяснять, какое количество воды необходимо разным растениям (если растение растёт в сырых, заболотистых местах, то воды должно быть в достатке. Если растение растёт в сухом, солнечном месте (такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые тонкой кожицей или вместо листьев у них колючки), то такие растениям необходимо малое количество воды).
7.Уметь объяснять, как растение двигается (растёт) без ног, дышит, питается безо рта. Уметь рассказывать о функциях корней, листьев, поворот стебля растения к солнцу.
8.Ответь на вопросы полным предложением.
*Если долго не идут дожди, что будет?
*Когда корни получают и влагу, и воздух, какое настроение бывает у растения?
*Если растение вырвать с корнем, что будет?
9.Игра «Четвёртый лишний».
Фиалка, мимоза, кактус, герань.
Подснежник, мак, бутон, василёк.
Свет, вода, воздух, мороз.
Дуб, липа, фиалка, ива.
Пион, незабудка, ирис, тюльпан.
Медуница, василёк,  кувшинка, хохлатка.
Подснежник, ромашка, василёк, колокольчик.
10.Учись сравнивать.
*Чем похожи одуванчик и мать-и-мачеха? Чем они отличаются?
*Как распространяются семена одуванчика, ландыша?
*Где растут ландыш, василёк, кувшинка?
Развитие речи.
1.Расширение словарного запаса детей.
Обогащать лексику словами: грибница, гнездо, корневая система, дупло, нора, муравейник, стебель, соцветие, бутон, листочек, сок и т.п.
2.Игра «Один – много».
Крапива – крапивы – много крапив.
Василёк – васильки – васильков.
Вьюн – вьюны – вьюнов.
Подорожник – подорожники — подорожников.
Зверобой – зверобои – зверобоев.
По образцу слова. Свет, стебель, лист, бутон, корень, лепесток, цветок, вода, свет.
3.Учить подбирать признаки (какой? Какая?).
Подорожник – широколистный, лекарственный, зелёный, низкий, жилистый, полезный … .
По образцу слова. Клевер, папоротник, мать-и-мачеха, ландыш, колокольчик, ромашка.
4.Игра «Назови ласково».
Фиалка – фиалочка.
Лист – листик.
Стебель – стебелёк.
Незабудка – незабудочка.
По образцу слова. Корень, цветок, отросток, медуница, одуванчик.
5.Игра «Посчитай».
Одна фиалка – две фиалки – пять фиалок.
Один лист – два листа – пять листьев.
По образцу слова. Василёк, кувшинка, кислица, подорожник, крапива.
6.Учить подбирать действия (что делает?).
Цветок – распускается, пахнет, вянет, растёт, цветёт, опадает, ломается … .
По образцу слова. Лист, бутон, корень.
7.Игра в слова.
*Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее подснежнику (мать-и-мачехе, медунице, хохлатке, кувшинке).
*Объясните выбор каждого слова.
Словарь: белоснежный, медонос, голубая, хохолок, жёлтый, соцветие, семена-парашютики, снег, река, март, лиловый, «цветочные часы», белый, «первенец весны», поле, фарфоровые колокольчики, кислая, ранневесенний, синий, плавающие листья, муравей, лес, «русалочий цветок», луг…
Комментарии для взрослых: После игры для акитивизации памяти и речи детей можно предложить им следующие задания:
Вспомните, какие слова, подходящие подснежнику (мать-и-мачехе, медунице, хохлатке, кувшинке…), вы слышали?
8.Составить рассказ-описание с опорой на план.
1.Как называется цветок?
2.Как он выглядит?
3.Когда расцветает?
4.Где растёт?
5.Какие насекомые опыляют цветок?
6.Как выглядят плоды растения?
7.Как распространяются семена растения?
8.Дополнительные сведения (Почему цветок получил такое название? Легенды и предания и т.д.).
9.Придумать предложения со словами цветок, стебель, лист, корень.
Обучение грамоте.
1.Закрепление букв и звуков А, О, У, М, С.
2.Вспомнить, что такое «звук», что такое «буква». Чем отличаются.
3.Какие бывают звуки (гласные и согласные).
4.Какие бывают согласные звуки (твёрдые и мягкие; глухие и звонкие).
5.Какие звуки смягчают согласные (Я, Е, Ё, Ю, И), а какие нет (А, Э, О, У, Ы).
6.Составьте текст телеграммы из букв заданного слова АДРЕС.
Например: АДРЕС – Аня, Даше решила ехать Саратов.
7.Повтори чистоговорку.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.              Со-со-со – у Вовы колесо.
Су-су-су – было холодно в лесу.         Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Ма-ма-ма – дома я сама.                      Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – едим эскимо.                    Мы-мы-мы – прочитали мы.
Ми-ми-ми – поём ноту ми.
8.Придумать слова, состоящие из одного (двух, трёх) слогов.
9.Игра «Назови первый звук».
Аист, август, ива, эхо, автобус, ухват, облако и т.д. (на слух).
10.Игра «Услышь и назови гласный звук».
Дом, кот, мак, пир, кнут, мышь и др. (с одним гласным звуком).
11.Игра «Назови последний звук».
Дом, шкаф, пол, слон, кит, нос и др.
12.Выкладывание схемы слов «мак», «соль» с последующим анализом.
ФЭМП.
1. Закреплять представления об измерении длины с помощью мерки.
2. Сравнение групп предметов. Например, в одной стопке 5 книг в другой 6. Вопросы: где меньше (больше)? На сколько меньше (больше)? Что надо сделать, что бы стало поровну (добавить одну или убрать одну книгу)?
3.Сложение и вычитание, взаимосвязи целого и частей, закрепить состав числа 6 из двух наименьших чисел. (Решение примеров.)
4.Развивать умение практически измерять длину отрезка заданной меркой; познакомить с сантиметром и метром; формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.
3.Устный счёт (в прямом до 20 и обратном от10 до 1 порядке).
4. Практическое задание. Измерить ребёнку и взрослому расстояние до игрушки. Вопросы: Что заметил?(Расстояние, измеренное взрослым, в шагах, больше, чем расстояние, измеренное ребёнком.) Почему? (Потому что шаг взрослого человека больше, чем шаг ребёнка.)
5.Ознакомление с устройством линейки, с понятием сантиметр. Обратить внимание, что линейка – инструмент для построения и измерения длины отрезков. На линейке дана градация в виде коротких и длинных чёрточек, под длинными чёрточками обозначены цифры, показывающие определённую длину измеряемого отрезка. Одно большое деление составляет 1 сантиметр.
6.Измерение отрезка с помощью линейки. Запись результата измерения.
7.Игра «Повтори, не ошибись».
Длинный – короткий – длинный,
длинный – длинный – короткий,
короткий – длинный – длинный,
короткий – длинный – короткий.
8.Игра на внимание.
На хлопок руками выполнить длинный прыжок; на свисток – короткий.
9.Игра «Продоолжи ряд». У ребёнка набор палочек двух длин.
Задание: положи перед собой длинную палочку, затем – короткую, опять длинную, короткую и т.д.