Конспект занятия «Дары природы»

Тема недели «Дары природы»

Ознакомление с окружающим миром
1.Знать не менее 8-10 названий овощей и фруктов, их частей.
2.Знать, что такое овощи и фрукты, где они растут (овощи – на огороде, это корнеплоды и зелень, употребляемые в пищу, а фрукты растут в саду, это сочные, съедобные плоды фруктовых деревьев).


3.Знать и уметь объяснять способы посадки овощей, выращивания овощей и фруктов, уборки урожая.
4.Знать признаки спелости.
5.Уметь называть блюда из овощей и фруктов, способы их заготовки на зиму (засолка, сушка, маринование, консервирование, варка, заморозка).
6.Рассказывать о пользе овощей и фруктов.
7.Ребёнок должен уметь различать овощи и фрукты по запаху, вкусу, внешнему виду, на ощупь.
8.Ребёнок должен активно использовать словарь по теме.
9.Уметь составлять описательный рассказ.
10.Что лишнее и почему?
Морковь, капуста, опёнок, чеснок. Огурец, груша, кабачок, тыква.
Яблоко, груша, помидор, апельсин. Слива, персик, абрикос, компот.
11.Ответь быстро.
Брат сестру свою зовёт на прополку в огород.
*Кто зовёт? *Кого зовут? *Зачем зовёт?
Чего в саду больше – яблок или яблонь?
12.Отгадай загадку и нарисуй отгадку.
Скинул с Егорушки золотые пёрышки.
Вынудил Егорушка плакать и без горюшка. (Лук.)

С юга этот неженка – кругленький да свеженький.
На щеках его пушок, а дотронься – брызнет сок. (Персик.) 

Развитие речи
1.Развитие словаря.
Названия. Овощи, огурец, помидор (томат), картофель, свёкла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет (другие блюда из овощей), мешок, ящик. Дорожка, удобрение, вредители, огород, грядка, земля, посадка, полив; фрукты, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, компот, джем, варенье, сок, сухофрукты.
Признаки.
Красный, зелёный, жёлтый, оранжевый, нежно- розовый, тёмно- фиолетовый, спелый, неспелый, созревший, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, маринованный; консервированный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, душистый, ароматный, овощной, фруктовый, почищенный, нарезанный, натёртый, отжатый, высушенный, замороженный, отварной, тушёный, жареный.
Действия.
Сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, окапывать, поспевать, собирать, брызгать, удобрять, защищать, выдёргивать, выкапывать, срезать, мыть, набирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить, замораживать, выжимать, резать.
2.Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Огурец – огурчик – огурчики. Помидор – помидорчик – помидорчики.
Картофель – картошечка – картошечки. Перец – перчик –перчики.
По образцу слова. Баклажан, тыква, редис, морковь, свёкла, лук, репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль.
Яблоко – яблочко – яблочки. Груша – грушка – грушки.
Лимон – лимончик – лимончики. Апельсин – апельсинчик – апельсинчики.
По образцу слова. Мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка.
3.Игра «Один – много». Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Помидор – помидоры – помидоров. Перец – перцы – перцев.
Картофель – картофель – много картофеля (картошки).
Баклажан – баклажаны – баклажанов. Тыква – тыквы – тыкв.
По образцу слова. Кабачок, свёкла, лук, репа, редька, чеснок, петрушка.
Яблоко – яблоки – яблок. Груша – груши – груш.
Слива – сливы – слив. Персик – персики – персиков.
По образцу слова. Абрикос, хурма, вишня, апельсин, лимон, фрукт, сад, косточка, дерево, ветка, пальма, семя, сок.
4.Игра «Назови, какой, какая?»
Сок из помидоров – томатный,
… огурцов – огуречный, … моркови – морковный, … капусты – капустный,
… свёклы – свекольный.
Грядка с огурцами – огуречная,
… морковью – морковная, … картофелем – картофельная, … тыквой – тыквенная, … кабачками – кабачковая.
Дерево с яблоками – яблоневое, яблоня,
… грушами – грушевое, груша, … сливами – сливовое, слива,
… персиками – персиковое, персик, … абрикосами – абрикосовое, абрикос; пальма с бананами – банановая.
5.Игра «Скажи наоборот». Поиск антонима.
Кабачок большой, а огурец маленький.
Картофель крупный, а редис — … (мелкий).
Перец внутри пустой, а морковь — … (полная).
Помидор мягкий, а огурец — … (твёрдый).
Перец большой, а абрикос маленький.
У яблока семечек много, а у сливы — … (одна – косточка).
Апельсин круглый, а банан — … (длинный).
Лимон кислый, а персик — … (сладкий).
Апельсин больше, а мандарин — … (меньше).
6.Игра «Посчитай». Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Одно яблоко – два яблока – пять яблок,
одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок,
одна груша – две груши – пять груш,
одна зелёная груша – две зелёных груши – пять зелёных груш,
один жёлтый банан – два жёлтых банана – пять жёлтых бананов.
По образцу слова. Картошка, горький лук, мягкий помидор, твёрдая морковь.
7.Расскажи о своём любимом овоще (фрукте).
Если ребёнок затрудняется, даём ему план рассказа.
Я люблю _______________, он (она) __________ цвета, _________ формы,
___________на вкус. Из него (неё) можно приготовить ________________.
А я люблю есть его (её) ______________ (сырым, в салате …).

Обучение грамоте
1.Гласный звук «А». Буква «А».
2. Определение места звука в словах: аист, астра, луна, мак.
3.Упражнение «Телеграмма». Составлять текст телеграммы из букв заданного слова.
АДРЕС – Алик, Дима решил ехать Саратов.
4.Игра «Перевёртыши». Прочитать предложение наоборот.
Арбуз у зубра.
Алла рвала лавр.
А Лиза мазила.
Авось сова тут.
5. Игровая ситуация «Покажи букву».
У ребёнка в руке буква А. Взрослый показывает карточку или предметные картинки по любым темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Рыбы», «Транспорт» и т. д. Можно использовать игрушки. Ребёнок поднимает карточку с бук­вой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется.
Предложить 2—3 слова, в которых нет звука А.
6. Показ схемы слова ЛУ-НА
Сначала взрослый, а затем и ребёнок произносят слово луна, разделённым на слоги.

ФЭМП
1.Выявление уровня математического развития.
2.Задания: «Запомни предмет на картинке», «Найди изображение».
Цель: выявить показатель свойств внимания.
3.Задание: «Покажи цвет (форму), который назову».
Цель: выявить показатель зрительного и пространственного восприятия.
4.Задание: «Четвёртый лишний», «Сравни картинки».
Цель: выявить показатель развития мыслительных операций.
5.Задание: «Посчитай правильно».
Цель: выявить счётные умения и навыки в пределах 10.
6.Задание: проведение прямых, горизонтальных и вертикальных линий.