Тема недели «Лесные и садовые ягоды»

Тема недели «Лесные и садовые ягоды»

Ознакомление с окружающим миром
1.Знать 5 — 7 названий садовых и 5 – 7 названий лесных ягод.


2.Знать, где растут ягоды (в огороде, на полянке, в лесу, на болоте).
3.Знать, чем ягода отличается от фрукта. (Ягода растёт на кустике, фрукт – на дереве. У ягоды много мелких зёрен, у фрукта – несколько или одно крупное.)
4.Упражнение «Продолжи предложение»
В огороде выросло много … (огурцов, моркови, …).
В лесу собираем … (чернику, бруснику, голубику …).
В саду растут … (яблони, груши …).
5.Учить объяснять пословицы.
Осень – запасиха, а зима – подбериха.
Готовь сани летом, а телегу — зимой.
6.Что лишнее и почему.
Клубника, смородина, помидор.
Голубика, белый гриб, черника.
Клюква, болото, брусника, голубика.
Солить, варить, подметать, мариновать.
7.Игра «Из чего можно сварить варенье?»
Из брусники, яблок, смородины, вишни, … .
8.Чтение, ответы на вопросы, перессказ.
«Где растёт ягода».
Кислая клюква растёт на болоте. Собирать её можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растёт клюква, может ходить по ней и не видеть её. Черника растёт – её видишь: рядом с листиком ягоды. И так их много, что место синеет. Голубика растёт кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху.
Вопросы.
*Как растёт клюква?
*Какие ещё ягоды растут в лесу?
*Как они растут?
*Какая ягода невидима сверху?
9. «Угости товарища».
Ребёнок вспоминает своё любимое блюдо, рассказывает, как он его «сделал», и «угощает» им соседа. Например: «Я набрал в лесу бруснику, сварил варенье и угощаю тебя брусничным вареньем».
10.Упражнение «Что из овощей, фруктов или ягод можно»
Солить — …, варить — …, квасить — …, мариновать — …, выкапывать — … .
11.Назови варенье:
Из клюквы – клюквенное,
из черники – черничное,
из малины – малиновое,
из вишни – вишнёвое.
12.Ответь:
Чего в лесу больше – ягод или брусники? Почему?

Развитие речи
1.Расширение словаря.
Существительные. Клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, компот, варенье, морошка, рябина, голубика, костяника, сироп, маринад, соленье, джем, желе, салат.
Глаголы.
Варить, резать, рубить, квасить, консервировать, солить, мариновать, сушить.
Прилагательные.
Солёный, квашенный, маринованный, мочёный, варёный, сушёный.
2.Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Клубника – клубничка,
клюква – клюковка,
черника – черничка,
малина – малинка,
смородина – смородинка,
крыжовник – крыжовничек.
3.Игра «Что где лежит?».
Муляжи (картинки) ягод и фруктов расскладываются в разные местах (на, под, в, около шкафа, стула, столаи т.п.). Ребёнок собирает их и говорит, де что нашёл. При этом особое внимание обращается на употребление существительных с предлогами.
4.Игра «Один – много». Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Малина – малины – малин.
Клубника – клубники – клубник.
Смородина – смородины – смородин.
Рябина – рябины – рябин.
Земляника – земляники – земляник.

Обучение грамоте
1.Тема «Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных».
2.Упражнение «Определи звук».
Взрослый предлагает ребёнку узнать звуки (а, о, у, ы, м, н, в, к) по беззвучной артикуляции.
3. «Придумай слово».
Вхрослый предлагает схему звукового слова6 синяя, красная, синяя фишки. Ребёнок характеризует схему и придумывает слова по ней. (Лук, мак, кон, …)
4.Упражнение на развитие фонематического слуха.
Взрослый произносит слова, ребёнок, услышав слово со звуком «К», должен поднять руку или хлопнуть в ладоши.
Слова. Кот, конь, пони, том, крот, кора, земляника и т.д.
5.Назови гласные в слове БРУСНИКА.
6.Сколько слогов в словах КОМПОТ, МАЛИНА, ЧЕРНИКА.
7.Звуковой диктант.
Взрослый диктует слова. Ребёнок делает полный звуковой анализ слов; составляет условно – графические семы: заменяет фишки буквами.
8.Игра «Прочитай слова разного роста».
Взрослый предлагает ребёнку прочитать написанные слова (вам, мак).
В      м       А       а       М       к
9.Игра «Угадай слово по первым звукам».
Выкладываются картинки в три ряда, на которых изображены
МАМА, АИСТ, КОТ (мак).
НОЧЬ, АКУЛА, МАШИНА (нам).
КОТ, ОСЕНЬ, НОГИ (кон).
Ребёнок должен назвать картинки, определить первые звуки в словах и догадаться, какое слово зашифровано, сложив эти звуки.
10.Работа над предложением.
Ребёнок составляет предложения со словом МАК и их условно – графические схемы. Затем анализирует каждое слово предложения.

ФЭМП
1.Тема «Число 4. Цифра 4».
2.Закреплять представление о составе числа 4.
3.Наглядно демонстрировать все способы образования числа 4:
*1 да 1, ещё 1, ещё 1;
*2 да 2;
*3 да 1;
*1 да 3.
4.Графически изображать цифру 4.
5.Упражнение «Разбей на группы».
Взрослый даёт ребёнку наборы геометрических фигур. Ребёнок должен разбить предметы по какому-то определённому признаку (цвет, форма, размер).
6.Упражнение «Закончи узор, продолжая закономерность».
7.Игровое упражнение «Назови лишнюю картинку».
Ребёнок должен из предложенных картинок выбрать лишнюю, уметь объяснить свой выбор.
8.Учить составлять мозаичный узор из геометрических фигур.