"Учите детей говорить правильно" | Онлайн Воспитатель
Блог,  Для педагогов,  Для родителей

Учите детей говорить правильно

«Учите детей говорить правильно»
Здравствуйте, уважаемые родители! Компасом сегодняшнего собрания нам будут служить следующие строки. 
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: — О! как же ты красива!
Е. Щукина

Тема нашей встречи: «Учите детей говорить правильно».
А сейчас давайте познакомимся поближе. Для продуктивного знакомства предлагаю вам ответить на некоторые вопросы.

Продолжите фразу: «Я мама (папа)… (имя ребёнка)».

Ему… (возраст).

Продолжите фразу: «Мой ребёнок начал говорить…»

Вот мы и познакомились с вами и вашими малышами.

Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2 мес. Это является физиологической нормой. Поздравляю вас.

Игра «Вопрос – ответ»

А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

— Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

Очень приятно было видеть внимательных, заботливых, родителей.

— А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т.е. свойственно данному возрасту.

— Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

В нашем зале не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

— Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребёнка 3-4 лет.

Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.

Интервью «Для чего нам нужна речь?»

Остановимся на возрастной норме детей от 3 до 4 лет.

Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь.

Активный словарь – слова, которые ребёнок произносит в активной речи.

Пассивный словарь – слова, которые ребёнок не произносит, но соотносит с   предметами.

В активном словаре детей 3-4 лет:

существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядин, мамин);

обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, детёныши животных, фрукты, овощи, игрушки, посуда).

Грамматический строй.

Усвоение морфологических элементов слова (приставки, суффиксы, окончания).

Усвоение правил построения предложений.

Использование разных частей речи.

Дети 3-4 лет:

Отвечают на вопросы взрослых развёрнутыми фразами, состоящими из трёх-четырёх и более слов;

Составляют фразы из двух-трёх предложений;

Используют в речи предлоги «в», «на», «под», «над».

Звуковая культура речи

«Сколько тебе повторять: надо говорить «шапка», а не «сапка».

Когда наконец ты это запомнишь!» — сердится мама на трёхлетнего карапуза. Так бывает часто: малыш бойко тараторит, но не выговаривает отдельные звуки, по-своему переставляет слоги в словах. Не волнуйтесь, ничего страшного! В 3 года звукоподражание у ребёнка ещё до конца не сформировано. Усвоить все звуки он должен к 5,5 – 6 годам. Если и в этом возрасте в его речи останутся серьёзные дефекты, когда действительно стоит проконсультироваться у логопеда.

Интонация – это фонетическое средство языка, позволяет выражать разные чувства.

Система фонем – усвоение и правильная передача отдельных звуков, их сочетаний.

Дети 3-4 лет произносят:

все свистящие («с», «сь», «з», «зь», «ц»);

все губные («п», «пь», «б», «бь»);

все зубные («т», «ть», «д», «дь»);

губно-зубные («ф», «фь», «в», «вь»);

все гласные («а», «о», «у», «ы», «и», йотированные «я», «ю», «ё», «ю», «е»);

шипящие («ш», «ж», «ч», «щ») заменяются на свистящие: вместо «каша» — «касса»;

сонорные («р», «рь», «л», «ль») заменяются на «ль», реже – «й» — «йябота», «йека».

Постепенно к 4-5 годам возрастные несовершенства исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе.

Речевой слух очень важен в овладении ребёнком речью. Слыша слова, малыш начинает сам произносить их. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильное произношение многих звуков.

Игровое упражнение «Узнай по интонации»

Скажите «ай-ай-ай» сначала грустно, затем весело и удивленно.

Развитие слухового внимания и речевого слуха

(Различение на слух звучания инструментов.)

Чтение художественных произведений

Требования к литературному материалу:

— он должен затрагивать эмоциональную сферу ребёнка;

— стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступные для понимания;

— «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело» ( К. Ушинский);

— одно и то же произведение дети любят слушать по несколько раз;

— спрашивайте, о чём говорится, что происходит с главными героями;

— учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

— учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

— «Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь – есть сущность, а слово – нечто случайное; вещь – тело, а слово – одеяние; вещь – ядро, а слово – кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако, на первом месте вещь как предмет познания и речи» (Я.А. Коменский).

— Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко» (Е. Тихеева).

— Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправляйте допущенные ошибки).

— Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребёнок дает полный ответ: « К нам в гости приехала кукла».

— Используйте игру «Чего не стало?». (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа.)

— Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.)

— Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

— Что это? (Кто это?)

— Какого цвета?

— Что есть у зайки? (Что это у зайки?)

— Как можно назвать зайку?

— Что с ним можно делать?

Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего).

Учите подбирать слова к определенным глаголом («Собака бежит. А кто ещё может бегать?» и т.д.).

Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.

 Упражнение «Подбери слова»

— Подберите эпитеты к словам:

«снег» (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, хрустящий, скрипучий);

«человек» (замечательный, вежливый, участливый, предупредительный, доброжелательный, открытый, сердечный).

Упражнение «Положительный пример»

Старайтесь сами выражать как можно больше эмоций словами, чтобы подавать ребёнку пример.

Ситуация 1. Вас подрезали на дороге. Вам хочется посигналить, опустить стекло, выглянуть из окна и начать ругаться. Вместо этого скажите: «Фу-ф, я так разозлилась и испугалась, когда эта машина пронеслась перед нами. Иногда я злюсь, когда мне страшно, а ты?».

Ситуация 2. Ребёнок рассыпал банку с крупой. У вас резко портится настроение, и вы смотрите на пол с кислым лицом. Вместо этого скажите: «Хм, я только что убрала и не выношу грязный пол. Я гораздо быстрее подмету его, если ты мне в этом поможешь».

Гимнастика для язычка

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный» язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.

Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений.

Усадите ребёнка перед зеркалом и начинайте.

«Как едем на лошадке?» Предложите ребёнку пощелкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытами: цок-цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро-быстро!» ребёнок щелкает язычком, ускоряя темп.

«Сердитый индюк». Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

«Верблюжонок плюётся». Для правильного произношения многих звуков нужно, чтобы на язычке образовался желобок. Предложите ребёнку поплеваться, как верблюжонок, но беззвучно (и без слюны!). Пусть посмотрит в зеркало, получается ли ямка на язычке. Нет? Надо попробовать ещё раз.

Упражнения для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка» (удерживать, считая до пяти). Чередуйте эти упражнения.

Упражнение для язычка: «Блинок», «Лошадка», «Грибок», «Часики».

Массаж:

  1. «покусать язычок».
  2. «язычок вырывается, а зубки стараются удерживать».
  3. Расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Существуют ли нормы развития ребёнка?

Твёрдых, конечно, нет, потому что процесс освоения речи у каждого индивидуален.

Тем не менее, есть определенные ориентиры, о которых родители должны знать.

Например, в 3 года ребёнок должен уметь строить сложные предложения: «Я не пойду гулять, потому что на улице холодно».

Обратите внимание и на то, как он подбирает окончания слов. Если на вопрос: «Какого цвета шарик?» — он ответит «класного» вместо «красного», — все в порядке, хуже, если вы услышите «класная». В 3 года ребёнок должен интуитивно чувствовать родной язык и правильно использовать в разговорной речи категории рода, падежа и предлоги. Какое отношение это имеет к произношению? Прямо: усвоение звуков тесно связано с общим развитием ребёнка. Например, дети, которые в 3 года разговаривают легко и свободно, чуть позже без труда осваивают сложные звуки – «р» или шипящие.

Как проверить уровень развития речи?

Если вам что-то настораживает в речи ребёнка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите её вместе. «Кто здесь нарисован?» — «Мальчик». – «Что он делает?» — «Играет».- «А во что он играет?» — «В мячик». – «Какого цвета мячик?» — «Синего». Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребёнок.

Не умеет пользоваться падежами? Поиграйте с ним, склоняя слово (синий, нет синего мячика, беру синюю чашку и т.д.).

Неправильно произносит звуки? Четко определите какие. Подберите картинки с «проблемными» звуками: например, если ребёнку плохо удаются шипящие, значит, на картинках будут шарик, мишка, щенок; если «с» — солнышко, велосипед, часы и т.д.

Бывает, что ребёнок переставляет слоги или вместо одних звуков поизносит другие, например говорит «букек» вместо «букет». В таких случаях четко произнесите слово в двух вариантах и предложите ребёнку выбрать правильный. Конечно, может случиться, что он выберет верный, но сам будет произносить слово по-прежнему. Ничего удивительного: он ещё не научился слышать себя. Запишите разговор с ним на кассету и дайте ему послушать.

Развитие произношения (совместная работа с ребёнком)

Гимнастика для язычка.

Игра – тренировки, позволяющие ребёнку почувствовать звуки и научиться правильно их произносить.

  1. Для начала отработайте с ребёнком вдох и выдох: это важно для хорошего произношения. Объясните ребёнку, что вдыхать воздух надо через нос, выдыхать – через рот, покажите, как это делать. Затем возьмите две картинки: на одной – нос, на другой – рот. Показывайте их ребёнку поочередно – он должен делать вдох и выдох, ускоряйте или замедляйте темп, тренируя дыхание.

Многие звуки произносятся на выдохе. Предложите подуть на пальчик, задуть свечу и т.д. Очень полезно для отработки правильного выдоха следующее упражнение. Положите на стол маленький кусочек ватки, пусть малыш дует на него, заставляя двигаться.
2. Ребёнок должен хорошо усвоить положение язычка при произнесении тех или иных звуков. Для начала задача должна быть совсем простой. Посадите его перед зеркалом: «Улыбнись, покажи зубки. Прижми язычок к нижним, теперь к верхним зубам». Научите ребёнка чувствовать гласные звуки: «Положи ручку на грудь. Давай с тобой споем басом». Вместе с ребёнком тяните гласные низким голосом: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о» и т.д. Ладошкой он будет ощущать вибрацию звука.

  1. Теперь можно учиться правильному произношению.

а) Начнем со звука «с». Придумайте игру, которая бы облегчила ребенку звукоподражание: «Поработай, как велосипедный насос: с-с-с». Получается? Значит, беремся за слова: «Найди слова, в которых ты слышишь насос, и в каких нет» (нос, пес, мак и т.д.). Правильное произношение звука «с» на выдохе обеспечит ребенку в дальнейшем хорошее произношение звуков «э» и «ц».

б) Переходим к звуку «ш». («Как шипит змея?»)

в) Следующий шаг – добиваемся, чтобы ребенок уловил разницу: произносим слоги с гласными: «са-ша», «си-ши», «су-шу», «со-шо» и т.д.

г) По такому же принципу работаем со звуками «ж» и «з», «ш» и «з», «ч» и «щ», «л» и «н».

  1. Теперь займемся мягкими и твёрдыми звуками.

Отличное упражнение – «язычок на качелях»: попеременно произносим «я-ля», «е-ле», надо пройтись по всем гласным, ускоряя темп. Мягкое «ль» учимся выговаривать так: «Открой ротик, пусть язычок потанцует по зубкам – ля-ля-ля! Быстрее, ещё быстрее!»

  1. Понять разницу между «ы» и «и» поможет такая игра. «Я –большой медведь, ты – маленький. Давай поговорим на медвежьем языке». Вы произносите слоги с «ы» прямо по алфавиту: «бы», «вы», «ды»…, ребёнок те же самые слоги со звуком «и». Чтобы играть было интереснее, используйте разные интонации: медведь сердит, доволен и т. п. Звуки «ы» и «и» помогают разработать подъем спинки языка: она то напрягается, то расслабляется – ребёнок начинает говорить более чётко.
  2. После таких упражнений можно переходить к контролю произношения. Проверьте, как получаются у ребёнка свистящие звуки. Сначала он произносит их с одной гласной: «си», «цы», «ас», «ос», потом смягчает: «ась», «ось».

Через неделю-две ежедневных занятий с ребёнком вы увидите результаты. Если перемен нет, стоит обратиться к логопеду. Занятия по исправлению дефектов речи обычно начинают с 5 лет.