Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Сюжетно – ролевая игра с детьми старшей группы «Русская ярмарка»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.
Цель: приобщать детей дошкольного возраста к истокам русской культуры, продолжать воспитывать у детей желание познавать традиции своего народа.
Задачи:
-Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных  традициях и промыслах;
-Развивать творческие способности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной.
-Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей;
-Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;
-Продолжать работу по обогащению словаря детей;
-Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей;
-Воспитывать доброжелательное отношение, умение договариваться,  слушать друг друга.
Материал и оборудование.
магнитофон, аудиозапись: русских народных песен  «Золотая ярмарка», «Как у наших у ворот», куклы с атрибутами; купец, купчиха, коробейник, скоморох, молочник, пряха; костюм петрушки,  атласные ленты для игры «Карусель», маски для игры «Петушиные бои», музыкальные инструменты для оркестра
Предварительная работа.
Беседы о русских народных традициях, рассматривание иллюстраций с изображением праздников в старину, чтение русских народных сказок, разучивание  старинных закличек и игр, изготовление атрибутов для сюжетов игры, индивидуальное разучивание слов с детьми, исполняющими роли.
Работа с родителями.
Помощь в оформлении развивающей среды проекта «Город мастеров».
Ход мероприятия
Звучит песня «Золотая ярмарка».
Воспитатель
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!
-Ребята, а для чего  русский народ ходил на ярмарку?
Дети
-Чтобы что-нибудь купить. 
— Себя показать.
— Песни попеть.
-Хороводы поводить.
— В играх повеселиться.
Воспитатель
Программа обширная,
Весельем обильная.
Гостей не счесть.
Участников не перечесть!
— Кого же можно встретить на ярмарке?
Дети
— Скоморохов, они зазывали народ на ярмарку, устраивали театрализованные представления.
— Петрушек, они пели, танцевали, и проводили весёлые игры.
— Коробейников, лотошников, они продавали на своих лотках всевозможный товар.
— Купцов, они покупали необходимые им товары.
Воспитатель
— Я приглашаю вас посетить ярмарку.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
— Чтобы поиграть в игру «Ярмарка» нам необходимо повторить все вежливые слова, которые мы с вами знаем, и распределить роли. Какие  вежливые слова, которые вы знаете.
(Здравствуйте, приветствую Вас, до свидания, прощайте, всего Вам доброго, приятного аппетита, будьте здоровы, добро пожаловать, счастливого пути, будьте так добры, разрешите представиться, приятно познакомиться, позвольте Вам помочь).
Воспитатель
— Молодцы, вы знаете много вежливых слов. Чтобы начать игру выберете по желанию себе роль и место для неё.
(Дети самостоятельно распределяют роли и занимают игровые места. Начинает представление ребёнок, который озвучивает роль куклы Скомороха).
Скоморох
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается —
Наша ярмарка открывается!
Скоморох
Слушайте, люди добрые!
Сообщаю сей же час
Губернаторский указ! (Читает.)
Что бы было всё, как подобает:
Ярмарке – шуметь,
Горожанам – песни петь,
Силою богатырскою мериться,
Торговать, меняться!
Веселью, шуткам быть!
Повелеваю, ярмарку открыть!
Воспитатель:
Что славные лотошники
Нам скажете, что покажете?
1 лотошник
Становитесь в ряд,
Выбирайте подряд:
Дудки, хлопушки,
Баранки и ватрушки!
Красиво, приятно,
Для детей занятно!
Купчиха
Здравствуйте уважаемый!
Лотошник
Приветствую Вас, зачем к нам пожаловали?
Купчиха
Я хочу купить у вас кувшин и горшок. Сколько будет стоить моя покупка?
Лотошник
Горшок стоит 1 рубль, а кувшин 2 рубля.
Купчиха
Возьмите, пожалуйста, 3 рубля. Благодарю Вас.
Лотошник
И Вам большое спасибо за покупку.
Купчиха
— До свидания!
Лотошник
Всего Вам доброго!
Молочник
Подходите, честной народ молочко ваш ждёт белое, парное, полезное недорогое.
Купчиха
Здравствуйте, молочник, налейте  мне в кувшин парного молока Молочник
С вас 1 рубль. Пейте на здоровье, приходите ещё. До свидания. Купчиха
До скорых встреч.
Скоморох
А ну, честной народ,
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей!
Ребята, не зевайте,
Кто что хочет, покупайте!
Купец
Добрый день!
Коробейник
Будьте здоровы многоуважаемый. Чего желаете?
Купец
Мне необходимо 2 килограмма баранок и 1 ватрушку. Сколько рублей я должен Вам заплатить?
Коробейник
С Вас 4 рубля. Приятного Вам аппетита.
Купец
Спасибо за теплые слова. До скорой встречи.
Коробейник
Прощайте!
Скоморох
Что душа твоя желает —
Всё на ярмарке найдёшь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдёшь!
2 лотошник
Вот блинчики — блины!
Во печах испечены.
И сочные, и молочные,
И крупчатые, и рассыпчатые!
С дымом, с паром,
С мёдом и сахарком!
Купец
Приветствую Вас любезная.
2 Лотошник
Здравствуйте. Угощайтесь блинами.
Купец
Благодарю за угощение. А сколько надо заплатить за 5 блинов, если цена одного блина 1 рубль?
2 Лотошник
5 рублей. Спасибо, что выбрали наш товар.
Купец
До свидания!
2 Лотошник
До скорой встречи!
Скоморох
Тары-бары, растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад –
Разбираем нарасхват!
3 лотошник
Подходи, мальчишки!
Пряники, коврижки
Вкусные, на меду
Давай. В шапку накладу!
Купец
Добрый день уважаемая.
3 лотошник
Приятно Вас видеть Виталий. Покупайте пряники.
Купец
Заверните мне 3 штуки. Какова их цена?
3 лотошник
Цена одного пряника 2 рубля. Позвольте Вам помочь упаковать наш товар.  
Купец
Возьмите с меня 6 рублей.
3 лотошник
Благодарю Вас за покупку. Счастливого пути.
Купец
Всего Вам доброго.
Скоморох
Подходи, дружок Вавила!
Заворачивай, Гаврила!
Заворачивай, Матрёна!
Набивай карман, Ерёма!
Коробейник
Платки, гребешки,
Расписные петушки!
Небольшой расход,
Подходи, честной народ!
Стою на краю,
Чуть не даром отдаю:
За загадки и шутки,
За песни, прибаутки!
4 лотошник
Ярмарка удалая, весёлая, расписная, с шутками – прибаутками и интересными загадками
1)То толстеет, то худеет. Громко-громко голосит. (Гармонь.)
2)Что на сковородку наливают, а потом вчетверо сгибают? (Блин.) 3)Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки.)
4)Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (Шуба.)
5)Он пыхтит, как паровоз, но на мокром месте нос. (Самовар.)
Пряха
Уважаемый Коробейник, нет ли у вас веретена? Моё сломалось. Коробейник
К сожалению нет. Приходите на следующую ярмарку, я принесу. Пряха
Спасибо, до встречи.
Скоморох
Эй, девчонки, эй, мальчишки!
Посмотрите, что за книжки!
Есть рассказы, есть стихи!
За пословицу прочти!
Воспитатель
Много русский народ поговорок про труд знает. Я начну поговорку, а  вы продолжите.
Скучен день до вечера… (коли делать нечего).
Судят не по словам, а… (по делам).
Не пеняй на соседа, когда… (спишь до обеда).
Сделал дело… (гуляй смело).
Делу — время… (потехе — час).
Терпение и труд… (все перетрут).
Хочешь, есть калачи… (так не сиди на печи).
Без труда не вытащишь… (и рыбку из пруда)
Горька работа… (да сладок хлеб).
Кто любит трудиться, тому… (без дела не сидится).
Труд человека кормит, а… (лень портит)
Воспитатель
На гармонике играет,
Глазками моргает.
Посмотрите-ка, ребята,
Кто вас завлекает.
(Входит взрослый в роли Петрушки)
Петрушка
— Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда собирайся народ!
Карусель всех девчонок зовёт!
Подвижная игра “Карусель”.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
Петрушка
— Мальчишки, а вы умеете прыгать? А ну, смельчаки, выходите!  Победителю любой товар на выбор от Коробейника
Подвижная игра «Петушиные бои».
На полу нарисован круг диаметром 2 метра. Два ребенка по желанию  входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга.
Петрушка
Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво — приятно, а для всех занятно!
(Дети выбирают русские народные инструменты. Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот», дети  подыгрывают). Петрушка
Расходись, честной народ, по домам!
Открывала ярмарка двери вам,
А теперь, друзья, до свиданьица,
С вами ярмарка наша прощается.
Скоморох
Вот и солнце закатилось —
Наша ярмарка закрылась!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Использованная литература
1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. мальчики и девочки: два разных мира. – СПб.: Тускорора, 1998
2.Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004.
4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.,2007.
5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.,2003.
6. Логинова, В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых / В.И. Логинова. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — Л., 1976.
7. Пастюк О.В. Учимся общаться/ М., Эврика, Детский сад – открытое пространство
8. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.