Профилактика эмоциональных нарушений у детей через игровую и театральную деятельность

Гармоничное развитие дошкольника – важная государственная задача. За последние годы в нашей стране значительно увеличилось число людей, страдающие невротическими расстройствами и другими эмоциональными нарушениями. Среди них с колоссальной прогрессией растёт число детей дошкольного возраста.  Ряд учёных связывают возникновение эмоциональных нарушений у детей в преддошкольном и дошкольном возрасте с психическими травмами. Основная причина эмоциональных нарушений – не острые, а затяжные психические травмы. Психотравмирующие ситуации непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители.    Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка.    Поэтому, необходимо уделять огромное внимание эмоциональному развитию детей и профилактике эмоциональных нарушений.    Не секрет, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Важно, чтобы эмоциональное состояние наших детей было благополучным.    К сожалению, в наше время всё чаще проявляется у детей дошкольного возраста агрессия, неуправляемость, тревожность, неуверенность, склонность к страхам, замкнутость.    Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, наказания. И если ребёнок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах), то можно говорить о предневротическом состоянии ребёнка.    При длительном напряжении соматическое здоровье (тики, заикания, энурез, страхи, агрессия) детей могут стать устойчивыми свойствами личности. Очень важно вовремя заметить необычное эмоциональное состояние малыша и уметь правильно вести себя с таким ребёнком.    Нельзя исключать и тот факт, что в наши дни ребёнок растёт и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда можно исправить.    Поэтому, хотелось бы обратить внимание на развитие нравственного потенциала детей дошкольного возраста через художественное образование – использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной работы, психофизического оздоровления детей.    Нравственно-эстетическое воспитание средствами театрального искусства способствует ознакомлению детей с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков воспитания, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека.    Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Ребёнку представляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых.    Поэтому особое значение в детском возрасте нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, что, безусловно, поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.    Театральная деятельность – это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.    Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.    Значение и специфика театрального искусства заключается в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:    *с художественным образованием и воспитанием детей;    *формирование эстетического вкуса;    *нравственным воспитанием;    *развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);    *воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;    *созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.    В определённый момент эстетическое восприятие даёт толчок развитию познавательной деятельности ребёнка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг представлений, но и позволяет выделить существенное в предмете, понять художественный образ.    Развитие у ребёнка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театральной игре происходит за счёт умения увидеть, проанализировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить свойства и условия её разрешения.    Режиссёрская игра как форма организации детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребёнка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.    Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведёт к гармонии души и тела.    Таким образом, театральная деятельность развивает у дошкольников не только психические функции личности, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.