Конспект занятия по познавательному развитию «Что у нас под ногами?»

Конспект занятия по познавательному развитию «Что у нас под ногами?»
Цель. Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются. Найти проявление свойств этих веществ (экспериментирование и наблюдение).
Материалы и оборудование. Стаканчики с песком и глиной на каждого ребёнка; лупы, лист бумаги, стакан с водой, тазик небольшой, палочка, трубочка.
Ход занятия.
-Дети, сегодня мы опять будем лаборантами, и работать в нашей мини-лаборатории.
— Назовите мне, что у вас под ногами?
— Ребята, что вы можете рассказать про глину и песок? Кто может назвать их свойства?
— Да, рассказали вы о них мало. Я предлагаю провести опыты и узнать про песок и глину больше.
ОПЫТ 1.
— Возьмём стаканчик с песком и аккуратно насыпаем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыпется песок? (Легко.)
— А теперь попробуем из стакана высыпать глину. Что легче высыпать из стакана песок или глину? Как вы думаете почему? Объясните. (Песок сыпучий, глина слипается комком, в отличие от глины – песок рыхлый.)
ОПЫТ 2.
— С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите, из чего состоит песок (из песчинок – песка) похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи песчинки, чем отличаются?
Затем рассмотрим таким же образом кусочек глины.
— Видны ли такие же частички в глине? (В песке каждое зёрнышко лежит отдельно, не прилипает к своим соседям. А в глине – слипаются, очень мелкие частички.)
Рассмотрите глину, растёртую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок.
ОПЫТ 3.
Баночка с песком и баночка с глиной. С помощью трубочки создаём в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер.
— Что происходит с песчинками? (Они легко двигаются, сдуваются.)
— А глина, что мы видим теперь?
— Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко как песчинки? (Они сдуваются труднее или совсем не сдвигаются.)
Опыт можно провести и с увлажнённым песком и глиной.
ОПЫТ 4.
Возьмём палочку и попробуем «посадить» её в стаканчик с песком и глиной.
— Во что легче поместить? (Сухая глина твёрдая, палочку воткнуть трудно. А вот песок расталкивает – легко. Мы уже выяснили, что песок рыхлый.)
ОПЫТ 5.
Аккуратно нальём немного воды в стакан с песком.
— Какой песок стал? (Влажный, мокрый.)
— А куда исчезла вода? (Она впиталась в песок и уютно устроилась.)
— Давайте в мокрый песок попробуем посадить палочку. В какой песок легче входит в сухой или мокрый?
Затем налить воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается. Быстро вода впитывается или медленно? (Медленнее, чем в песок.) Сажаем палочку.
Легче сажать палочку в мокрую или сухую глину?
ОПЫТ 6.
Предлагаю слепить шарик из глины и песка.
— Из чего прочнее получаются шарики? (Из песка шарики получаются не прочные.)
— Давайте представим, что если всё-таки из песка нам удалось вылепить колбаски, оставили их сохнуть. Когда они высохнут, что произойдёт с колбасками? (Они рассыпятся.)
— Что будет если много налить в песок воды, что будет? (Каша-малаша.)
— Можно лепить?
— О чём мы говорили в нашей лаборатории? (Песок сыпучий, хорошо пропускает воду и воздух; мокрый песок принимает любую форму во влажном состоянии.)
Глина плохо пропускает воду и воздух, не рыхлая, как песок; форму не имеет, как песчинки; твёрдая.