Конспект занятия «Стайка дельфинов»

Конспект НОД по аппликации
Аппликация силуэтная «Стайка дельфинов»
Цель: Формировать умение детей самостоятельно и творчески отражать представление о морских животных разными изобразительно – выразительными средствами.
Задачи. Активизировать технику силуэтной аппликации или вырезания по нарисованному контуру. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Предварительная работа. Просмотр фотографий, иллюстраций, открыток, марок с изображением разных морских животных, в т. ч. дельфинов для обогащения художественных впечатлений детей. Подготовка основы для коллективной композиции «Стайка дельфинов». Беседа о море как среде обитания животных и растений.
Способы: показ, демонстрация, рассказ.
Средства:
Листы бумаги голубого, синего, бирюзового цвета (желательно одного размера, т. к. будет составляться коллективная композиция), цветная бумага и ножницы для вырезания силуэтов; клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные и влажные матерчатые, подставки для кисточек, коробка для обрезков. Варианты силуэтов дельфинов (в движении).
Ход занятия.
Дети рассматривают репродукции или слайды картин И.К. Айвазовского. Слушают шум морских раковин. Воспитатель тихим и в то же время торжественным голосом рассказывает:
— Море прекрасное, море сильное, море огромное. Там, в глубине – в пучине вод – плывут по своим морским делам и благородный дельфин, и хищница – акула, и нарядные весёлые рыбки, и необыкновенный морской конёк, и похожий на инопланетянина осьминог. (Рассказ можно сопровождать показом иллюстраций и рисунков.) Закройте глаза. Представьте картину подводного мира (звучит музыка, передающая шум прибоя или шторм). Давайте создадим все вместе красивую морскую картину – вырежем дельфинов и составим из них стайку.  Дельфины – дружные животные, они редко плавают по морю в одиночку, чаще стайками или парами. Время от времени они высоко выпрыгивают из воды, будто кувыркаются и ныряют обратно в море. Дельфины – благородные животные, они помогают в беде морякам и другим людям, которые оказались вдали от берега и не могут сами выплыть на сушу.
Затем показать детям отдельные изображения дельфинов: «Дельфины – это необыкновенно красивые животные. У них удлинённое тело – тёмная спинка, светлый животик, красивый хвост, плавники на спине и животе, нос как клюв и добрые умные глаза».
Спросить детей, как они будут вырезать дельфинов. Дети предлагают разные способы.  Посоветовать вырезать по нарисованному контуру или «на глаз» удлиненное туловище – в форме морковки, а потом отдельно вырезать и приклеить хвостик, светлый животик и плавники. Показать варианты аппликативных изображений дельфинов – одинарные и парные (симметричные). Спросить, как можно вырезать двух совершенно одинаковых дельфинов. Дети вспоминают симметричный способ.
Уточнить творческую задачу: «Сначала каждый из вас сделает своего дельфина – одного или пару, например: двух друзей, двух братиков или сестричек, маму с дочкой или папу с сыночком. А потом мы составим целую стайку красивых дельфинов, плавающих в море. Для того чтобы у нас получилась общая картина, дельфинов можно наклеивать на бумагу одинакового размера, а вот цвет вы можете выбрать по своему желанию – синий, голубой, бирюзовый, фиолетовый».
Попросить детей описать строение и форму тела дельфина, предлагаю нарисовать контур простым карандашом. Спросить, как показать дельфина в движении (изогнуть туловище или хвост).
Дети выбирают художественные материалы, инструменты по своему желанию и приступают к выполнению творческого задания.
В конце занятия дети переносят свои аппликации на свободный стол. Помочь составить общую композицию. Пояснить, что цвет морской воды зависит от глубины: внизу, у самого дна вода тёмная, фиолетовая, иногда почти чёрная, чем выше, — ближе к поверхности,- тем цвет воды светлее – сначала синий, потом бирюзовый и, наконец голубой. Дети размещают своих дельфинов, советуясь друг с другом и обсуждая сюжет (куда плывут дельфины, кто кому помогает, кто выпрыгивает из воды, кто опускается на самое дно, чтобы полюбоваться раковинами).
После занятия. Дети по своему желанию дополняют композицию «Стайка дельфинов»: дорисовывают или вырезают и приклеивают камешки, раковины, морские растения, рыбок, кораблики и пр.