Работа ДОУ и семьи по подготовке детей к школе

Современная работа ДОУ и семьи по подготовке детей к школе. (1 слайд)
Поступление ребёнка в школу является, безусловно, значимым и радостным событием в жизни

каждой конкретной семьи.(2 слайд)  Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный мир, который несёт в себе радости и горести, взлеты и падения, открытия и разочарования. Первое испытание, которое ждёт нового школьника, — это адаптация к новым условиям жизни.(3 слайд) В детском саду он всегда находился под наблюдением и контролем взрослых, в кругу сверстников, проводя время за любимыми играми.
Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе: (4 слайд)
— всестороннее развитие и воспитание; (физическое, сенсорное, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое);
— формирование психической готовности к обучению в первом классе; (формирование умения принимать и решать учебную задачу, овладеть способами решения учебной задачи, формирование действий контроля и оценки);
— формирование учебной мотивации. (К старшему дошкольному возрасту дети овладеют разнообразными предметными знаниями, которые затем продолжают усваиваться в школе на уроках математики, родного языка, письма.)
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идёт в школу. (5 слайд) В каком возрасте лучше начать школьное обучение: в 6, в 7 лет, а может быть в 8? По какой программе обучать ребёнка: по традиционной системе, по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова или по системе Л.В.Занкова, а может быть в специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как  помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?
Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам, работающих в детских садах и начальной школе. Озабоченность родителей и педагогов понятно: ведь от того, на сколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успехи ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счёте, благополучие в его школьной и взрослой жизни.(6 слайд). Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашнее задание, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой.
У психологов и педагогов вызывает тревогу, то, что категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счёта ещё до школы. (7 слайд) Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребёнком, так много делали для его развития. Почему же он плохо учится?»
Дело в том, что далеко не все занятия с малышом предполагает формирование необходимых для школьного обучения качеств.
(8 слайд) Иногда родители и воспитатели действуют по принципу «Чем больше развивающих занятий с ребёнком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перезагрузке ребёнка, что не может сказаться на его здоровье.
Что же такое «готовность к обучению в школе»? (9 слайд) Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, то имеют в виду такой уровень физического, психологического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба его здоровью. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную готовность к обучению в школе. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из её сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.
Наступит 1 сентября (10 слайд) и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение – «Я уже школьник!». Все это проходят и наступают будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определённое время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым порядкам и распорядкам дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения.
Приспособление ребёнка к школе происходит не за один день. (11 слайд) Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребёнка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям жизни.
Среди первоклассников можно выделить детей, у которых адаптация к школе проходит легко, детей с адаптацией средней тяжести и детей, у которых адаптация к школе протекает тяжело.
Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребёнка к школьному обучению. Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случаи, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его готовности к обучению в школе. (12 слайд) Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.
Что должен знать и уметь ребёнок к поступлению в первый класс?
Показ презентации.
Мы перечислили основные знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок к поступлению в первый класс. Конечно, слово «должен», здесь не совсем уместно, так как многие перечисленные знания, по идеи, должны вкладываться именно в начальной школе. Но так как большинство школ проводят тестирования знаний и умений детей перед поступлением в первый класс, рекомендуется «подтянуть» ребенка в определенных областях. Многие умения и знания вкладываются в ребенка воспитателями и логопедами в детских садах, но многое перекладывается на плечи родителей. К счастью, сейчас все больше открывается дошкольных образовательных центров, в которых педагоги подготавливают детей к школе.
Здесь стоит искать альтернативу – обучайте ребёнка через игру. Считайте на улице птиц, деревья, лужи и т.д. До поступления в школу главное для детей – это игра, через игру они способны освоить многое, главное не давите на них, у ребенка можно отбить всю охоту учиться. Нельзя детей запугивать: «Не выучишь стих – гулять не пойдешь». Между ребёнком и родителем должны быть доверительные отношения, ребёнку должно нравиться то, что он делает. Еще раз отмечу – действуйте через игру. Если ребёнок не хочет учить стих, предложите ему поиграть в театр, устройте вечером представление для всей семьи. Объясните ребёнку, что к представлению необходимо готовиться, подучить некоторые слова. Чтобы ребенку было интересней – учите стихи и Вы. Когда ребёнок заинтересуется, с ним будет намного легче сговориться.
Какой мы можем сделать вывод? Всему свое время. Ребёнок обязательно овладеет необходимой информацией, но мы с Вами должны ему помочь. На первых этапах используйте игру. Игра поможет ребёнку привить интерес к наукам.
«От того, как прошло детство,
Кто вел ребёнка за руку в детские годы,
Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-
От этого в решающей степени зависит,
Каким человеком станет сегодняшний малыш».(В.А.Сухомлинский)