Тема недели «Город»

Тема недели «Город».

Ознакомление с окружающим миром
1.Знать:
*как называется город, в котором живут дети;


*какие в нём находятся достопримечательности, чем он знаменит;
*какие памятные места находятся в районе, где живут дети;
*в чёт отличие улицы от площади, шоссе от переулка.
2.Выучить ответы.
*Как называется наша страна? (Россия.)
*Как называется столица нашей Родины? (Москва.)
*Как называется наш край? (Краснодарский край, Кубань.)
*Как называется столица нашего края? (Краснодар.)
*Как называется город, в котором ты живёшь? (Краснодар.)
*Когда и кем основан наш город? (Царицей Екатериной Великой в 1793г.)
*Назови главную площадь, реку, улицу нашего края. (Театральная площадь, река Кубань, улица Красная.)
3.Уметь называть домашний адрес, телефон, названия некоторых улиц, театров, парков и т.п.
4.Знать и уметь объяснять значения слов и словосочетаний:
тротуар, бордюр, газон, проезжая часть, переулок, киоск, подземный переход, афишная тумба, вывеска, витрина … .
5.Составь рассказ на тему «Моя улица» по плану.
*Как называется улица (была ли она переименована)?
*Какая она, эта улица (тихая, шумная, узкая, широкая, зелёная …)?
*Что расположено на этой улице (магазины, другие учреждения)?
*Где проходит эта улица?
*Твоё отношение к этой улице?
6.Упражнение «Кто поможет, если …».
*Начался пожар.
*Человеку стало плохо.
*Оборвался электропровод.
*Протекает канализация.
*Чувствуется запах газа.
(Номера телефонов.)

Развитие речи
1.Расширение словаря.
Названия. Столица, Москва, Краснодар, правительство, площадь, улица, герб, памятник, двор, дом, москвич, краснодарец, город, проспект, мост, сквер, бульвар, тротуар, собор, адрес, храм, церковь, библиотека, университет, стадион, цирк, школа, сад, почта, мастерская, завод, фабрика, магазин.
Признаки.
Красная, чистая, красивая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, величавый, огромный, широкий, триумфальная, просторный, каменная, длинная, светлая, высокий, древний.
Действия.
Смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, убирать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, работать, собираться, изучать, основал (а).
2.Упражнение. Образование прилагательных в сравнительной степени.
Высокий – выше,
широкий – шире,
красивый – красивее,
мягкий – мягче,
удобный – удобнее,
тонкий – тоньше,
низкий – ниже,
медленный – медленнее,
тёплый – теплее,
чистый – чище.
3.Упражнение «Назови по образцу». Образование наречий.
Тёплый – тепло,
удобный – удобно,
чистый – чисто,
широкий – широко,
холодный – холодно,
тонкий – тонко,
осторожный – осторожно,
низкий – низко,
грязный – грязно,
медленный – медленно.
4.Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Улица – улочка,
город – городок,
магазин – магазинчик,
мост – мосток,
сквер – скверик,
двор – дворик,
адрес – адресок.
5.Игра «Один – много». Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Город – города – городов,
улица – улицы – улиц,
вокзал – вокзалы – вокзалов,
площадь – площади – площадей,
театр – театры – театров,
магазин – магазины – магазинов,
проспект – проспекты – проспектов,
бульвар – бульвары – бульваров,
сквер – скверы – скверов,
школа – школы – школ,
храм – храмы – храмов,
библиотека – библиотеки – библиотек,
аптека – аптеки – аптек,
москвич – москвичи – москвичей,
краснодарец – краснодарцы – краснодарцев.
6.Упражнение «Скажи со словом «городской»». Связь слов по типу согласования.
Транспорт – городской транспорт, квартира – городская квартира.
По образцу слова. Дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители.
7.Игра «Назови, какой, какая?». Поиск соответствующего понятия.
Город Краснодар (какой?) – большой, главный, благоустроенный, чистый, красивый, … ;
улица (какая?) – длинная, широкая, чистая, красивая, … .
8.Игра «Скажи наоборот». Поиск антонимов.
Эта улица узкая, а эта … (широкая),
эта дорога длинная, а эта … (короткая),
эта речка мелкая, а эта … (глубокая),
эта школа близкая, а эта … (далёкая),
эта тропинка прямая, а эта … (кривая),
этот дуб молодой, а этот (старенький),
этот путь далёкий, а этот … (близкий),
этот мост высокий, а этот … (низкий).
9.Подобрать существительные к прилагательным.
Красивый – сквер, магазин, газон, фонтан, фонарь, … .
Красивая – клумба, газон, река, улица, набережная, … .
Красивое – здание, шоссе, кафе, дерево, … .
10.Игра «Посчитай».
Одна шумная улица – две шумные улицы – пять шумных улиц.
По образцу словосочетания.
*Одна широкая дорога,
*один выкрашенный забор,
*один подстриженный газон,
*одна деревянная скамейка,
*один газетный киоск.
11. «Назови, какой?» Образование относительных прилагательных.
Дом из соломы – соломенный.
Дом из камня – каменный.
Дом из кирпича – кирпичный.
Дом из дерева – деревянный.
12.Игра «Мой, моя». Согласование существительных с личными местоимениями.
Моя – лоджия, рама, дорога, трасса, скамейка, крыша, антенна, … .
Мой – дом, парк, сквер, бордюр, тротуар, подвал, переулок, … .

Обучение грамоте
1.Тема «Звук и буквы «Ы»».
2.Учиться определять место звука «Ы» в слове, отмечать его на полосках фишками (в середине или конце слова).
Слова: сыр, рыба, улицы, дым, крупы и т.д.
3.Чтение буквы «Ы».
Взрослый пишет большие и маленькие буквы «Ы»: Ыыы; ыЫыы; ыыЫы и т.д.
Затем просит ребёнка прочитать их, изменяя при этом силу голоса: большую букву «Ы» ребёнок читает громко, маленькую – тихо.
4.Упражнение на словообразование.
Ребёнок составляет слова с частями ДОМ-, УЛИЦ-.
5.Придумать и записать несколько предложений на тему «Город» с использованием предлогов: ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, С, В, НАД, ПОД, ОТ, У, К, ОКОЛО, МЕЖДУ.
6.Подобрать однородные глаголы.
Ходит – заходит, выходит, переходит, отходит, … .
Растёт – вырастет, отрастёт, перерастёт, … .
Метёт – выметет, сметёт, подметёт, наметёт, … .
7.В слове СТОЛ убери последний звук. Какое слово получилось?
8.Составь слова, если 2-й слог –КОН, а первый – ЗА-, БАЛ-, КО-, ЛО-.
9.Охарактеризуй каждый звук в слове ПЕРЕУЛОК, УЛИЦА.
10.Возьми первые слоги у слов УХО, ЛИМОН, ЦЫГАН и составь новое слово.

ФЭМП
1.Закрепить счёт до 20.
2.Уметь считать от 10 до1.
3.Закрепить понятие «равно» и «неравно». Знать, как пишутся знаки.
4.Задание «Сосчитай все круги, треугольники, квадраты. Сравни каких фигур больше, меньше.
Например.  На листе нарисованы круг, квадрат, круг, треугольник, квадрат, квадрат.
Ребёнок должен определить каких фигур больше (меньше).
Усложнение. Сделай, чтобы их стало поровну.
5.Учить уравнивать группы предметов путём добавления или уменьшения какого – либо предмета.
Например. На столе 8 ромашек и 9 бабочек. Как сделать, чтобы бабочек и ромашек стало поровну? (Добавить одну ромашку или убрать одну бабочку.)
6.Задание.
На листке нарисованы три башни разной высоты. Необходимо заштриховать самую высокую башню красным цветом. Самую низкую – жёлтым. Какая башня осталась?
7.Упражнение «Измени размер и форму. Менялся ли цвет?»
Например. Нарисован большой синий треугольник (маленький оранжевый круг). Задание — изменить размер и форму.