Занятие №2 Превращение цилиндра| «Приключение в математической стране»

Это занятие предназначено для организации занятий по математике с детьми дошкольного возраста. Это занятие ориентировано на детей старшей группы детского сада, при этом в случае проведения индивидуальных занятий.
«Приключение в математической стране». Занятие №2
«Шар с именем цилиндр».

Учебные цели: Отработать навык выбора предметов, имеющих форму шара. Знакомство с образцом цилиндрической формы.
Продемонстрировать способ разностного сравнения количества предметов через составления пар.
Сравнение длин по изображению линий.
Отработать навык подведения итога занятия.

Воспитательная цель:
Отрабатывать навык адекватного пребывания в игре рядом.

Учебные задачи:
Продемонстрировать способ разностного сравнения количества предметов в группах через составления пар.
Организовать первичный опыт сравнения образцов разной формы.
Организовать первичный опыт пояснения различных свойств разных образцов. Организовать первичный опыт сравнения длин.
Отработать навык выбора предметов, имеющих форму шара.

Воспитательные задачи:
Организовать игру рядом.
Организовать сюжетно-ролевую игру.
Организовать подведение итогов занятия.

Для проведения занятия необходимы: шар, цилиндр, мяч, игрушечный колобок, пластилиновый шар, который ребёнок вылепил на прошлом занятии, овощи, имеющие форму шара, или их муляжи, пластилин.

Ход занятия

1.Ребята, встаньте в пары так, чтобы было видно кого больше: мальчиков или девочек.
(Встают.)

2.Ребята, мы с вами отправляемся сегодня в страну считателей (мы с вами там были на прошлом занятии). Дело в том, что шар не может понять своё назначение, зачем он нужен. Поможем ему в этом разобраться? (Поможем.)

3.Встаньте парами: мальчик – девочка.
*Кого сегодня больше едет к считателям: мальчиков или девочек?
(Самостоятельно определяют.)

*Чтобы определить на сколько больше мальчиков или девочек, надо посмотреть, сколько мальчиков или девочек осталось без пары.

4.Садитесь в автомобиль парами: мальчик – девочка.

5.Ребята, ну вот мы с вами приехали в Математическую страну.
(Картинка страны.)
6.Нас встречает, уже знакомый нам, мальчик Петя.
Он нам дал по книге и хочет определить чего (кого) больше: книг или детей, которые приехали в город считателей. Петя спрашивает: «Как узнать, на сколько больше книг?»
(Картинка книг.)
(Надо сосчитать остаток. Все вместе считают оставшиеся книги и отвечают на Петин вопрос.)

7.После того, как гости заняли свои места, Петя рассказал и том, как встретились шар и цилиндр.

Королева Математической страны Гера поставила Шар на полку, где стоял Цилиндр. Найдите шар и цилиндр на своей полке.
(Картинка шара и цилиндра.)
Удивился Цилиндр новому соседу:

– Вы кто? Что вы умеете? Почему вас поселили в Математическую страну?

– Я – Шар. Каждый считатель знает, что я умею.

8.Ребята, перечислите, что умеет делать шар.
(Катиться, он гладкий)

– Эка невидаль, – продолжал удивляться Цилиндр, – я тоже гладкий и тоже умею катиться. Пусть читатели проверят и сами в этом убедятся.

9.Петя раздает каждой паре предмет цилиндрической формы и предлагает проверить, что цилиндр тоже умеет катиться.
(Дети пробуют катить шар и цилиндр.)
(Картинка.)

– Вот видите, считатели убедились, что я прав. А коли так, то вы, уважаемый Шар, ничем от меня не отличаетесь, а значит, на этой полке лишний.

10.Ребята, назовите отличительное свойство цилиндра и шара.
(Картинка.)
(Цилиндр катится только в одном направлении, а шар – в разных. Цилиндр имеет основания, которые не позволяют ему катиться во всех направлениях.)

11.Возмутился Шар такой несправедливости. Вспомнил он о своём друге, Колобке. «Вот кто сможет мне помочь, – подумал Шар, – ведь мы с ним так похожи!»
(Картинка.)

12.Ребята, чем похожи шар и колобок?
(Оба круглые. Могут катиться в разных направлениях, гладкие.)

13.Ребята, а вы помните, кто такой Колобок и что с ним произошло?
(Картинка.) 

14.Замечательно, что вы не забыли эту сказку и её героев. Хорошо, что помните, как ловко Колобок умеет катиться по дорожкам. Покатится Колобок к считателям, и те придут на помощь Шару.

Только подумал Шар о своем друге, а тот уже по дорожке к нему на помощь спешит.
15.Да вот беда, на пути у Колобка стоит лиса.
Выберете для Колобка самую короткую и безопасную дорожку к Шару.
(Картинка.)

Проверим правильно ли вы сделали.
(Картинка.) 

16.– Покатись-ка ты, друг-Колобок, к считателям и попроси их приехать в Математическую страну и рассказать Цилиндру, как много на Земле предметов, похожих на Шар. Люди называют такие предметы шарообразными.
(Картинка.)
Тогда Цилиндр не сможет сказать, что в Математической стране Шар – фигура лишняя.

17.Ребята, а какие вы знаете шарообразные фигуры?
(Вишня, арбуз, шарик, мячик, солнце, луна, яблоко и т.д.) 

18.Прикатился Колобок к считателю по имени Петя, передал просьбу Шара. Петя подумал, да и говорит: «Ты, Колобок, покатишься по дорожке, а я за тобой побегу и соберу по пути шарообразные предметы».

Быстро катится Колобок по дорожкам. Петя за ним едва поспевает.
Ребята, не отставайте, и нам надо спешить за Петей.

19.Вслед за Колобком мы с Петей прибежали в огород, где растет много овощей.

Посмотрите вокруг, соберите овощи, которые имеют форму шара. Посмотрите, что собрал Петя. Правильно ли он выбрал? (Нет.)
(Картинка.)
Какие овощи лишние? Почему?

20.Прикатился Колобок на площадку, там дети играют в футбол.
(Картинка.)

21.Ребята, скажите, какой предмет, имеющий форму шара, используют дети при игре в футбол?
(Картинка.) 

22.Много предметов собрал Петя и прибежал на помощь Шару. Но страж ворот не пропускает друзей. Для того чтобы пройти в Математическую страну, надо показать изображение того, кто их пригласил.
(Картинка шара.)

23.Теперь можно проходить.

Шар очень обрадовался приходу друзей. «Назовите, пожалуйста, предметы, которые имеют форму шара», – попросил он.
(Дети по картинке показывают предметы похожие на шар.)

24.Цилиндр очень удивился тому, сколько важных предметов имеют форму шара. Он даже огорчился тому, что у него другая форма. «Не беда, что меня зовут Цилиндр. Я тоже хочу иметь форму шара». Как ему помочь?

25.Петя согласился выполнить просьбу Цилиндра. Взял пластилиновую модель цилиндра и вылепил из нее шар. А у вас так получится?
(Дети лепят шар из цилиндра.)
(Картинка.)

26.Так в Математической стране на одной полке вместо Шара и Цилиндра оказались шар с именем Шар и шар с именем Цилиндр, а довольный Петя отправился домой.
(Картинка.)

27.Ребята, нам тоже надо возвращаться к себе домой. Садимся в автомобиль парами, какими ехали в Математическую страну.

28.Что нового вы узнали в Математической стране и в городе считателей?
(Познакомились с цилиндром. Узнали, что он может катиться только в одну сторону. Цилиндр имеет основание, он гладкий. Из цилиндра можно сделать шар.)